РЕШЕНИЕ от 21 сентября 2020 г. по делу № 077/06/57-15608/2020 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Содержание жалобы

условия допуска к закупке

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Г.,
Ч. Комиссии:
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок К.А.,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Президента от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)",
при участии представителя Администрации городского округа Щербинка: Ф. (доверенность от 18.09.2020 N 67),
в отсутствие представителей ООО "М", о времени и месте заседания Комиссии уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России исх. N АК/51445/20 от 17.09.2020,
рассмотрев жалобу ООО "М" (далее - Заявитель)
на действия Администрации городского округа Щербинка
(далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту объектов дорожного хозяйства городского округа Щербинка (Закупка N 0148300041820000041) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014
N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение норм Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 17.09.2020 N АК/51445/20, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам жалобы, в аукционной документации и извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком установлены противоречивые дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление 04.02.2015 N 99).
Комиссией Управления установлено, что объектом закупки является выполнение работ по ремонту объектов дорожного хозяйства городского округа Щербинка; НМЦК: 27 234 387,32.
На основании ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с п. 2.3 приложения N 1 Постановления N 99 при выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей к участникам закупки предъявляются дополнительные требования о наличии за последние 5 лет до даты подачизаявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка В силу п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении вышеуказанного электронного аукциона к участникам закупки установлены дополнительные требования в соответствии с п. 2.3 приложения N 1 Постановления N 99 о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что в п. 16.12.1 информационной карты аукционной документации Заказчиком предъявлены требования к участникам закупки Наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенногов соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, что напрямую противоречит положениям извещения о проведении электронного аукциона.
Кроме того в составе жалобы Заявитель указывает, что аукционная документация содержит противоречия в части указания Идентификационного кода закупки (далее - ИКЗ) в информационной карте электронного аукциона, проекте контракта (N 203505100204477510100100290014211244) и на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (N 203505100204477510100100290294211244).
В силу ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На Заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеуказанными доводами жалобы и пояснил, что вышеуказанные нарушения явились следствием технических ошибок. Так в п. 16.12.1 информационной карты Заказчиком ошибочно указано "благоустройство территории", вместо: "выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог", тогда как сам пункт приложения N 1 к Постановлению N 99 применен корректно. Кроме того разночтение ИКЗ явилось следствием опечатки сотрудника отвечающего за публикацию закупочной процедуры.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 1 ст. 23, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что формальное наличие противоречий в идентификационном коде закупки не может повлиять на результаты закупки, а также на законные права и интересы Заявителя как потенциального участника закупки.
В силу ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Одновременно с этим в силу ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе у участника закупки имеется объективная возможность воспользоваться своим правом и направить заказчику запрос о даче разъяснений положений аукционной документации чем Заявитель и какое либо иное заинтересованное лицо не воспользовались.
Кроме того Комиссией Управления установлено, что на участие в закупочной процедуре подано 2 заявки, а также данными участниками представлены документы подтверждающие соответствие положениям п. 2.3 приложения N 1 к Постановлению N 99, при этом снижение по результатам проведенного аукциона составило 8,5%.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления

решила:

1. Признать жалобу ООО "М" на действия Администрации городского округа Щербинка обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 1 ст. 23, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.