РЕШЕНИЕ от 16 июля 2018 г. по делу № 18/44/105/867 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

РЕШЕНИЕ
от 16 июля 2018 г. по делу № 18/44/105/867 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу АСО "Ивановское объединение строителей" (далее - Заявитель) на действия Ивановского областного суда (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту крыльца и главного входа в здание Ивановского областного суда по адресу: <...> (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0133100000818000029) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)


 установила:


В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Аукционной комиссии, Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки свидетельства выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
2. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно сокращены сроки выполнения работ на 2 месяца, что влечет невозможность исполнения контракта.
Заказчик в письменных возражениях от 13.07.2018 N ВУ-01-06/967 не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 27.06.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 5 175 910 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 12.07.2018;
5) на участие в Аукционе не подано ни одной заявки от участников закупки;
6) Аукцион признан не состоявшимся.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки свидетельства выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, являться членство в саморегулируемой организации.
Учитывая изложенное, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки свидетельство (копия свидетельства), выданное саморегулируемой организацией, о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполнение которых является предметом контракта в соответствии с подпунктом 33.3 "Жилищно-гражданское строительство" пункта 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденных Приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 N 624).
Кроме того, документация не содержит требования о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации.
Таким образом, указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно сокращены сроки выполнения работ на 2 месяца, что влечет невозможность исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Как следует из жалобы Заявителя, а также из проектно-сметной документации, размещенной в ЕИС, продолжительность проведения капитального ремонта составляет 4,5 месяца.
При этом, согласно пункту 11 информационной карты документации об Аукционе срок выполнения работ: "Начало выполнения работ - с даты заключения контракта. Окончание выполнения работ - 30.09.2018 г".
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку своих представителей не обеспечил, доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно сокращены сроки выполнения работ, влекущее ограничение количества участников закупки не представил, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе рассмотрения довода жалобы, Комиссия приходит к выводу о наличии в документации об Аукционе и Извещении противоречивых сроков выполнения работ, поскольку в извещении окончание срока выполнения работ - ноябрь 2018 года, а в документации об аукционе - сентябрь 2018 года.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика не соответствуют части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 4.1.18 проекта государственного контракта документации об Аукционе: "Перед началом работ Подрядчик обязан в письменной форме предоставить в адрес Заказчика следующие документы: согласование субподрядчика с предоставлением полной информации о субподрядчике (при необходимости); список рабочих, занятых на производстве строительных работ в соответствии с контрактом, с указанием фамилий, должности с приложением копий документов, подтверждающих их квалификацию; список автомобилей Подрядчика, въезжающих на территорию Объекта с указанием марки/модели и государственного регистрационного знака. При необходимости Заказчик имеет право затребовать иные документы от Подрядчика, связанных с выполнением работ, являющихся предметом контракта".
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что документацией об Аукционе неправомерно установлено требование о согласовании с Заказчиком привлекаемых к выполнению работ соисполнителей, не предусмотренное статьей 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанное требование, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. Согласно пункту 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы.
В соответствии с пунктом 6 Правил каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Изучив проект государственного контракта документации об Аукционе, Комиссия установила, что в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлен размер штрафов в случае наличия факта неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом в соответствии с требованиями части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно Инструкции по заполнению первой и второй части заявки на участие в Аукционе: "Участник электронного аукциона в первой части заявки должен указать информацию о всех показателях материалов (товаров), перечисленных в проектно-сметной документации и Приложении N 1 к Разделу III "Техническое задание", при этом, Комиссией установлено, что исчерпывающий перечень товаров, в отношении которых участнику закупки в составе заявки на участие в Аукционе необходимо представить конкретные показатели, отсутствует.

На основании изложенного и учитывая, что Инструкция не определяет порядок предоставления сведений в отношении всех показателях материалов (товаров) в составе заявки на участие в Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что участнику закупки не представляется возможным надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе в связи с тем, что документация об Аукционе не содержит указания на раздел документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участникам закупки необходимо сделать предложение в своих заявках.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе исчерпывающий перечень товаров, конкретные показатели которых надлежит указывать участнику в составе заявки на участие в Аукционе, надлежащую Инструкцию, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии со статьей 19 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним день. В части 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Комиссией установлено, что извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 27.06.2018, при этом дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе, установленные Заказчиком в документации об Аукционе и ЕИС - 12.07.2018 в 09:00, то есть на пятнадцатый с момента размещения в ЕИС извещения о проведении Аукциона.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
7. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 27.06.2018.
Пунктом 28 информационной карты документации об Аукционе установлено: "Даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации о аукционе: с "27" июня 2018 года по "06" июля 2018 года включительно".
Таким образом, сроки предоставления разъяснений положений документации об Аукционе установлены в документации об Аукционе в нарушении требований Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия


 решила:


 1. Признать жалобу АСО "Ивановское объединение строителей" обоснованной в части установления неправомерного требования о предоставлении в составе второй части заявки свидетельства выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 66, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 63, части 4 статьи 65, пункта 1 части 1, части 6 статьи 31, части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как Аукцион признан несостоявшимся.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.