РЕШЕНИЕ от 20 ноября 2018 г. по делу № 18/44/99/490 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

РЕШЕНИЕ
от 20 ноября 2018 г. по делу № 18/44/99/490 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотревобращение РОО ОО "С" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Комитета по управлению городским имуществом земельными ресурсами Администрации города Нижнего Новгорода (далее - Заказчик), Департамента экономического развития, предпринимательства и закупок Администрации города Нижнего Новгорода (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронногоаукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) 50 автобусов городского типа большого класса, низкопольных (Место поставки товара: <...>,НПАП N 2) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0132300007518000578)(далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18,

установила:

В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, неправомерно установивших в документации об Аукционе требование к сроку оказания услуг, а также требования к техническим характеристикам товара "низкопольные автобусы городского типа", подлежащего поставке в рамках исполнения контракта, свидетельствующих о соответствии продукции только единственного производителя, а именно ООО "Л".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 23.10.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 745 173 720 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -08.11.2018;
5) дата окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 09.11.2018;
6) на участие в закупке подана одна заявка от участника закупки, которая признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
7) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в закупке подана одна заявка от участника закупки.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к сроку оказания услуг, а также требования к техническим характеристикам товара "низкопольные автобусы городского типа", подлежащего поставке в рамках исполнения контракта, свидетельствующих о соответствии продукции только единственного производителя, а именно ООО "Л".
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования кделовой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2.1 технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, поставляемым в рамках исполнения контракта: "Тормозная система должна быть пневматическая, двухконтурная с разделением контуров по осям, тормозные механизмы всех колес дисковые".
Кроме того, пунктом 2.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что лизингодатель обязуется передать лизингополучателю в полном объеме предмет лизинга (в количестве 50 единиц) в срок до 30.11.2018, при этом, согласно доводу Заявителя, оказание услуг в указанные сроки возможно исключительно ООО "Л", поскольку только данная организация обладает необходимым количеством товара в наличии и сможет его поставить в установленный документацией об Аукционе срок.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что объект закупки, а также сроки поставки услуг установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат Закону о контрактной системе, а также представили сертификаты об одобрении типа транспортного средства, подтверждающие, что продукция организаций ООО "В", ООО "М" и ОАО "Н" соответствует совокупности требований технического задания документации об Аукционе, в том числе, в части требований о наличии у поставляемых товаров двухконтурной тормозной системы.
Кроме того, в отношении установленного в документации об Аукционе срока поставки товара представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что согласно произведенному анализу, в Российской Федерации за 2017 год в день производилась поставка в среднем 32 автобусов, что составило около 11 700 единиц автомобильной техники в год, таким образом объект закупки, а именно 50 автобусов, с учетом объемов рынка, может быть поставлен в установленные в документации об Аукционе сроки.
Вместе с тем, в составе обращения Заявителя отсутствуют доказательства, позволяющие Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что в указанные в документации об Аукционе сроки поставка может быть произведена исключительно ООО "Л".
На основании изложенного и учитывая, что представитель Заявителя на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, а также, что на момент рассмотрения обращения у Комиссии отсутствуют сведения о том, что указанные в обращении Заявителя технические требования к поставляемым в рамках исполнения контракта товарам, а также требования к срокам оказания услуг могут повлечь ограничения количество участников закупки, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком, что нарушает часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 47 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.
Частью 50 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что по 31 декабря 2019 года включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются в том числе лицами, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется.
Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 23.10.2018.
Вместе с тем, в пунктом 8 информационной карты документации об Аукционе установлено, что подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке, что, по мнению Комиссии, не соответствует части 50 статьи 112 Закона о контрактной системе, нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия проходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку сведений, подтверждающих невозможность подачи заявки на участие в Аукционе на момент рассмотрения обращения не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18, Комиссия

решила:


1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 13 статьи 34, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 20.11.2018 N 18/44/99/490 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПРЕДПИСАНИЕ
от 20 ноября 2018 г. по делу N 18/44/99/490
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК


На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), наосновании решения от 20.11.2018 N 18/44/99/490, принятого Комиссией по итогам рассмотрения обращения РОО ОО "С" (далее - Заявитель), содержащего информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Комитета по управлению городским имуществом земельными ресурсами Администрации города Нижнего Новгорода (далее - Заказчик), Департамента экономического развития, предпринимательства и закупок Администрации города Нижнего Новгорода (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) 50 автобусов городского типа большого класса, низкопольных (Место поставки товара: <...>, НПАП N 2) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0132300007518000578)(далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18,
предписывает:
1. Заказчику, Уполномоченному органу при заключении государственного контракта установить условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком, в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 20.11.2018 N 18/44/99/490.
2. Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 20.11.2018 N 18/44/99/490.
3. Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки в срок до 04.12.2018 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (499) 755-23-24, а также электронной почте eshieva@fas.gov.ru.
В соответствии с частью 23 статьи 99 Закона о контрактной системе контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.