Решение от 19 октября 2017 г. N ПГОЗ-236/17 по результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

Решение
от 19 октября 2017 г. N ПГОЗ-236/17 по результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 08.12.2016 N 1733/16 "О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "Б" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях "Г" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Строительство учебно-тренировочного центра по подготовке пожарно-спасательных подразделений создаваемых для защиты от чрезвычайных ситуаций и крупных природных пожаров в Республике Башкортостан, г. Ишимбай" (номер извещения 0101100007317000041) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, разместившего в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) документацию об Аукционе в формате, не обеспечивающем возможности поиска и копирования отдельных фрагментов текста, что затрудняет формирование заявки на участие в Аукционе.
Заказчик в письменном возражении от 18.10.2017 N 98335-1-14 не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 18.09.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 133 728 918 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 04.10.2017;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 10.10.2017;
5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 13.10.2017;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО "Н" с предложением о цене контракта 123 000 000 руб.
1. В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Постановлением от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", информация в виде текста размещается в ЕИС в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
Таким образом, из положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик в ЕИС размещает информацию о закупке в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста.
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе, размещенная Заказчиком в ЕИС, не содержит ограничений для ознакомления и обеспечивает возможность поиска и копирования фрагментов текста, необходимого для формирования заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Приложением N 2 к техническому заданию документации об Аукционе (далее - Приложение N 2) установлены характеристики закупаемых материалов, используемых при выполнении работ. Так, например:
- по позиции "Битум для гидроизоляции" указано, что "глубина проникания иглы при 25 °C (единица измерения 0,1 мм) - не более 40 и не менее 21; температура размягчения по кольцу и шару - не выше 80 и не ниже 70 °C; растяжимость при 25 °C - не менее 3,0";
- по позиции "Горячекатаная арматурная сталь A-I (гладкая) 10 мм" указано, что "предел текучести от, двести тридцать пять не менее целых ноль сотых Н/мм2; предельное значение временного сопротивления разрыву - не менее триста семьдесят три целых ноля сотых Н/мм2; максимальная кривизна стержня - не более ноль целых шесть десятых % измеряемой длины";
- позиция "Линолеум" указано, что "остаточная деформация, фактическая, не более - ноль целых шестьдесят сотых мм; изменение линейных размеров, фактическое, не более - ноль целых двадцать сотых %; индекс снижения уровня, шума фактический, менее девятнадцать целых пять сотых дБ; теплоусвоение, фактическое, не более - семнадцать целых ноль сотых Вт/м2*К".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, сведений о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишние требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе показателей товаров, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3. В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Изучив Приложение N 2 документации об Аукционе, Комиссия установила, что техническое задание содержит описание материалов, используемых при выполнении работ, а также требование о соответствии указанных материалов положениям ГОСТ. Так, например:
по позиции "Профилированный лист оцинкованный НС44-1000-0,7" Приложения N 2 документации об Аукционе установлено требование о соответствии тонколистовой холоднокатаной стали требованиям ГОСТ 14918-80. Кроме того, по указанной позиции установлены следующие характеристики: "Толщина покрытая - не менее 60 мкм. Класс толщины покрытия по ГОСТ 14918-80 - не ниже 1".
При этом в соответствии с таблицей N 1 ГОСТ 14918-80 в зависимости от толщины покрытия оцинкованная сталь делится на три класса:
классу толщины "П" (повышенный) соответствует толщина покрытия, мкм - "свыше 40 до 60 включительно";
классу толщины "1" соответствует толщина покрытия, мкм - "свыше 18 до 40 включительно";
классу толщины "2" соответствует толщина покрытия, мкм - "свыше 10 до 18 включительно".
Учитывая требования ГОСТ 14918-80 толщина покрытия оцинкованной стали не менее 60 мкм относится к классу толщины "П", что противоречит требованиям по показателям "толщины покрытия", "класса толщины покрытия", установленным в Приложении N 2 документации об Аукционе.
Следовательно, Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования по показателям "толщины покрытия", "класса толщины покрытия" листа оцинкованного таким образом, что участник закупки может предложить в составе первой части заявки на участие в Аукционе показатели, соответствующие положениям документации об Аукционе, которые, в свою очередь, будут противоречить требованиям ГОСТ 14918-80.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в наименовании позиции "Радиатор (тип 10) 22 x 500 x 1300" Приложения N 2 Заказчиком установлено требование к размерам радиатора, согласно которому длина равна "1300".
При этом Заказчиком в столбце "Показатели" позиции "Радиатор (тип 10) 22 x 500 x 1300" Приложения N 2 установлено требование к длине радиатора - "от 1300 до 1305", что не соответствует длине, указанной в наименовании позиции.
Таким образом, требования, установленные Заказчиком в документации об Аукционе не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Приложении N 2 документации об Аукционе указаны требования о соответствии материалов, используемых при выполнении работ, положениям ГОСТ, которые утратили силу. Так, например:
- по позиции "Кран шаровый 15 мм" - о соответствии класса геометричности требованиям ГОСТ 9544-93;
- по позиции "Песок природный для строительных работ: средний" - о соответствии класса песка по зерновому составу требованиям ГОСТ 8736-93.
Согласно информации из каталога стандартов, размещенного на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, а также информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", ГОСТ 9544-93 утратил силу с 31.03.2008, ГОСТ 8736-93 утратил силу с 01.04.2015. При этом извещение о проведении Аукционе размещено в ЕИС 18.09.2017.
Кроме того, в документации об Аукционе отсутствуют указания какими именно нормативными документами необходимо руководствоваться участнику закупки при заполнении первой части заявки, если в Приложении N 2 указаны недействующие ГОСТ.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к материалам, используемым при выполнении работ, о соответствии утратившим силу ГОСТ, не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии, который должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
На заседании Комиссии установлено, что в протоколе рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 10.10.2017 N 29 (далее - Протокол), размещенном в ЕИС, отсутствует обоснование решения об отказе участнику закупки (порядковый номер заявки 1) в допуске к участию в Аукционе, а именно не указаны положения документации об Аукционе, которым не соответствуют заявка участника закупки, а также положения заявки на участие в Аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об Аукционе.
Таким образом, действия единой комиссии Заказчика, оформившей Протокол, не содержащий обоснования решений об отказе участнику закупки (порядковый номер заявки 1) в допуске к участию в Аукционе, нарушают пункт 2 части 6 статьи 67 Закона контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе
2. Признать в действиях единой комиссии Заказчика нарушение пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 13.10.2017 N КГОЗ-352/17, по данному решению предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что сведения по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 13.10.2017 N КГОЗ-352/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России, сведения по настоящему решению для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 13 октября 2017 г. N КГОЗ-352/17
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ О НАРУШЕНИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ
СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Ч. (далее - Заявитель) на действия "Г" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Строительство учебно-тренировочного центра по подготовке пожарно-спасательных подразделений создаваемых для защиты от чрезвычайных ситуаций и крупных природных пожаров в Республике Башкортостан, г. Ишимбай" (номер извещения 0101100007317000041) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) установившего по позиции "Профилированный лист оцинкованный НС44-1000-0,7" Приложения N 2 документации об Аукционе характеристики листа оцинкованного, не соответствующие положениям ГОСТ 14918-80, а также, установившего по позиции "Радиатор (тип 10) 22 x 500 x 1300" Приложения N 2 требования к длине радиатора, противоречащие друг другу;
2) установившего требования к материалам, используемым при выполнении работы, о соответствии ГОСТ, которые утратили силу.
Заказчик в письменном возражении от 13.10.2017 N 9660-5-3-13 не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 18.09.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 133 728 918 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 04.10.2017;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 10.10.2017;
5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 13.10.2017;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона.
1. Согласно доводу жалобы по позиции "Профилированный лист оцинкованный НС44-1000-0,7" приложения N 2 к техническому заданию документации об Аукционе (далее - Приложение N 2) установлены требования о соответствии тонколистовой холоднокатаной стали требованиям ГОСТ 14918-80. При этом, по мнению Заявителя, значение толщины покрытия, установленное по позиции "Профилированный лист оцинкованный НС44-1000-0,7" Приложения N 2, согласно требованиям ГОСТ 14918-80 относятся к классу толщины покрытия "П" (повышенный).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
По позиции "Профилированный лист оцинкованный НС44-1000-0,7" Приложения N 2 документации об Аукционе установлено требование о соответствии тонколистовой холоднокатаной стали требованиям ГОСТ 14918-80. Кроме того, по указанной позиции установлены следующие характеристики материалов: "Толщина покрытая - не менее 60 мкм. Класс толщины покрытия по ГОСТ 14918-80 - не ниже 1".
При этом в соответствии с таблицей N 1 ГОСТ 14918-80 в зависимости от толщины покрытия оцинкованная сталь делится на три класса:
классу толщины "П" (повышенный) соответствует толщина покрытия, мкм - "свыше 40 до 60 включительно";
классу толщины "1" соответствует толщина покрытия, мкм - "свыше 18 до 40 включительно";
классу толщины "2" соответствует толщина покрытия, мкм - "свыше 10 до 18 включительно".
Учитывая требования ГОСТ 14918-80 толщина покрытия оцинкованной стали не менее 60 мкм относится к классу толщины "П", что противоречит требованиям по показателям "толщины покрытия", "класса толщины покрытия", установленным в Приложении N 2 документации об Аукционе.
Следовательно, Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования по показателям "толщины покрытия", "класса толщины покрытия" листа оцинкованного таким образом, что участник закупки может предложить в составе первой части заявки на участие в Аукционе показатели, соответствующие положениям документации об Аукционе, которые, в свою очередь, будут противоречить требованиям ГОСТ 14918-80.
Кроме того, из жалобы следует, что по позиции "Радиатор" Приложения N 2 документации об Аукционе установлены показатели длины радиатора, противоречащие друг другу.
На заседании Комиссии установлено, что в наименовании позиции "Радиатор (тип 10) 22 x 500 x 1300" Приложения N 2 Заказчиком установлено требование к размеру радиатора, согласно которому длина равна "1300".
При этом Заказчиком в столбце "Показатели" позиции "Радиатор (тип 10) 22 x 500 x 1300" Приложения N 2 установлено требование к длине радиатора - "от 1300 до 1305", что не соответствует длине, указанной в наименовании позиции.
Таким образом, требования, установленные Заказчиком в документации об Аукционе не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Согласно доводу жалобы Заказчик в Приложении N 2 документации об Аукционе установил требование о соответствии материалов, используемых при выполнении работ, положениям ГОСТ, которые утратили силу.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Приложением N 2 документации об Аукционе установлены требования к материалам, используемым при выполнении работ, например:
- по позиции "Кран шаровый 15 мм" - о соответствии класса геометричности требованиям ГОСТ 9544-93;
- по позиции "Песок природный для строительных работ: средний" - о соответствии класса песка по зерновому составу требованиям ГОСТ 8736-93.
Согласно информации из каталога стандартов, размещенного на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, а также информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", ГОСТ 9544-93 утратил силу с 31.03.2008, ГОСТ 8736-93 утратил силу с 01.04.2015. При этом извещение о проведении Аукционе размещено в ЕИС 18.09.2017.
Кроме того, в документации об Аукционе отсутствуют указания какими именно нормативными документами необходимо руководствоваться участнику закупки при заполнении первой части заявки, если в Приложении N 2 встречаются недействующие ГОСТ.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к материалам, используемым при выполнении работ, о соответствии утратившим силу ГОСТ, не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, в Приложении N 2 документации об Аукционе установлены требования к материалам, используемым при выполнении работ, которые обязывают участника закупки при заполнении первой части заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний такого товара.
Так, например:
- по позиции "Камни бортовые БР 100.30.15" указано, что "допустимое содержание вредных примесей в заполнителях: - Сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.), и сульфаты (гипс, ангидрит и др.), в пересчете на S03: А) для крупного заполнителя - не более 1,5% массы Б) для мелкого заполнителя - не более 1,0% массы Пирит в пересчете на S03 - не более 4,0% массы";
- позиция "Линолеум" указано, что "остаточная деформация, фактическая, не более - ноль целых шестьдесят сотых мм; изменение линейных размеров, фактическое, не более - ноль целых двадцать сотых %; индекс снижения уровня, шума фактический, менее девятнадцать целых пять сотых дБ; теплоусвоение, фактическое, не более - семнадцать целых ноль сотых Вт/м2*К".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, сведений о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишние требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе показателей товаров, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии, который должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
На заседании Комиссии установлено, что в протоколе рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 10.10.2017 N 29 (далее - Протокол), размещенном в ЕИС, отсутствуют обоснования решений об отказе участнику закупки (порядковый номер заявки 1) в допуске к участию в Аукционе, а именно не указаны положения документации об Аукционе, которым не соответствуют заявка участника закупки, а также положения заявки на участие в Аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об Аукционе.
Таким образом, действия единой комиссии Заказчика, оформившей Протокол, не содержащий обоснования решений об отказе участнику закупки (порядковый номер заявки 1) в допуске к участию в Аукционе, нарушают пункт 2 части 6 статьи 67 Закона контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ИП Ч. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе
3. Признать в действиях единой комиссии Заказчика нарушение пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, единой комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.