РЕШЕНИЕ от 25 мая 2018 г. по делу №18/44/99/244 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс с ограниченным участием

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

условия допуска к закупке
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

РЕШЕНИЕ
от 25 мая 2018 г. по делу №18/44/99/244 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотревобращение Б. (далее - Заявитель) содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федерального агентства *** (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией Федерального агентства *** (далее - Конкурсная комиссия) конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту фасадов объекта культурного наследия федерального значения "***" (номер извещения - ***) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18,


установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно не установлено требование о наличии у участников закупки членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
2. Заказчиком нарушен порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также осуществлено нецелевое расходование средств федерального бюджета.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 09.04.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рубль;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 18.05.2018;
5) на участие в Конкурсе подано 9 заявок от участников закупки;
6) дата проведения предквалификационного отбора - 23.05.2018;
7) по итогам предквалификационного отбора допущено 4 участника закупки;
8) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 25.05.2018.
1. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно не установлено требование о наличии у участников закупки членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает, в том числе требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Конкурсной документацией предусмотрены работы, в том числе воссоздание лицевой части стен и цоколей, промывка поверхности водой, очистка поверхности щетками, ремонт поверхности известняка (мрамора) докомпоновочным материалом из сухих смесей, восстановление швов белокаменной поверхности кладки, антисептическая обработка каменных, бетонных, кирпичных поверхностей специальными составами, которые по своему содержанию относятся к работам по текущему ремонту, при этом работы, относящиеся по своему содержанию к работам в рамках капитального ремонта, реконструкции и строительства, в ходе исполнения контракта не осуществляются и не предусмотрены техническим заданием и локальными сметами, которые являются неотъемлемой частью Конкурсной документации.
Также, согласно пояснениям представителей Заказчика, требование о наличии у участника закупки членства СРО не установлено в связи с чем, что в рамках исполнения контракта работы по капитальному ремонту, строительству и реконструкции объектов капитального строительства не осуществляются.
Кроме того, из обращения Заявителя следует, что Заказчиком согласно рекомендациям понаружной отделки памятника, размещенных в составе проектной документации предусмотрено выполнение работ по реставрации, однако указанные работы не учтены в локально-сметном расчете.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в рамках исполнения контракта предусмотрены работы по текущему ремонту, при этом работы по реставрации не содержатся в техническом задании Конкурсной документации, в связи с чем, не учтены в локально-сметном расчете.
На основании изложенного и учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил в обращении доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
2. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком нарушен порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также осуществлено нецелевое расходование средств федерального бюджета.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексомРоссийской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации: 1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд; 2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации; 3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, целевого расходования бюджетных средств осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком нарушен порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также осуществлено нецелевое расходование средств федерального бюджета, Комиссией не рассматривается.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Конкурсе установлено в том числе следующее: "В случае если при выполнении работ (оказании услуг) используются товары (материалы), к которым Заказчиком установлены требования в конкурсной документации, то Участник закупки указывает в своей заявке показатели (согласно форме N 3.ФОРМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ УЧАСТНИКА КОНКУРСА В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ) и их значения, соответствующие требованиям к таким значениям, установленным конкурсной документацией, с учетом взаимосвязи показателей, установленных в конкурсной документации, нормативно-технической документации, и других показателей, характеризующих указанные материалы. Участник осуществляет подготовку заявки в соответствии с примерами заполнения заявки по отдельным типам значений показателей, приведенными в таблице ниже. При указании показателей, характеризующих различные виды товаров, предлагаемых для использования при выполнении работ, оказании услуг, Участнику закупки необходимо однозначно указывать принадлежность конкретных значений товара к описываемому виду товара. Использование эквивалентной продукции (товаров, материалов) допускается, если при описании объекта закупки присутствует указание на товарные знаки и марки товаров со словосочетанием "или эквивалент" и установленными параметрами эквивалентности".
Пунктом 8 технического задания Конкурсной документации установлены, следующие требования к товарам, например, такие как: "щебень, содержание зерен слабых пород должно быть не более 5% по массе, содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы должно быть не более 50% по массе; смеси сухие кладочные цементно-песчаные, наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть не более 5 мм" и другие.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений результатов испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Конкурсе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели результатов испытания таких товаров.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации излишние требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при выполнении работ в составе заявок не соответствуют части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия


решила:
1. Признать доводы Б. не нашедшими своего подтверждения.
2. Довод Б. в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, нецелевого расходования средств федерального бюджета оставить без рассмотрения.
3. Обращение Б. в части довода о ненадлежащем обосновании начальной (максимальной) цены контракта, а также нецелевого расходования средств федерального бюджета на основании части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе передать в Федеральное казначейство.
4. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
6. Передать материалы дела от 25.05.2018 N 18/44/99/244 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.


Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке