Правительство должно опираться на таланты

Журнал "Конкуренция и рынок" № 5 (78) 2016, статья "Стоит ли показывать это туристам?"

Эксперту Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы РФ, директору рейтингового агентства «Серебряное кольцо» Сергею Очкивскому было предложено поделиться своими впечатлениями об увиденном после очередной поездки по маршруту «Сойкинский тракт».

С. О.: На этапе начала нашей поездки впечатления прекрасные. Спокойная северная осень. На этот раз выехали рано утром и в тумане всматривались в величественный дворец Бельведер на горе Бабигон– один из шедевров, созданный талантом архитектора А. Штакеншнейдера. Сразу ощущается стиль эпохи Николая I.
Есть что показать и рассказать туристам.

В советскую эпоху комплекс «Бельведер» не посещался туристами, а был отдан под базу отдыха какой-то организации. Естественно, был обшарпанным еще в 1994 г., но развалинами, как последующие объекты, не стал. В руины они превратились в результате преступной, иначе не скажешь, деятельности ответственных должностных лиц постперестроечных лет. В советское время эти строения использовались, что не всегда было полезно для их внутреннего облика, но имевшиеся хозяева (ведомства, предприятия…) не допускали их аварийного состояния.

Однако в 2003 г. частный инвестор Алексей Михайлович Рыбин принял решение остановить разрушение дворца. Его старания все сейчас могут наблюдать и даже насладиться пребыванием в гостинице, устроенной в хозяйском корпусе дворца. Вам может повезти: император Александр II со своей любовницей Екатериной Долгорукой будут скрашивать время пребывания во дворце Бельведер. У организаторов конгрессов и форумов есть основания включить дворец Бельведер как место размещения крупных делегаций.
С посещением Ропшинского дворца следует повременить – старинные парк и дворец, где скончался Петр III, окружены глухим забором. Сколько лет продлится его реконструкция, непонятно. Сейчас вокруг дворца не видно никакой туристической инфраструктуры: ни кафе, ни туалетов, ни киоска, торгующего сувенирами и путеводителями по Ропше. Наверное, обзор забора не самое впечатляющее зрелище.

Положив в карман несколько упавших желудей, по хорошей дороге направились в Гостилицы, где находится еще один шедевр архитектора А. Штакеншнейдера. Следует отметить, маршрут «Сойкинский тракт» построен так, чтобы мало что отвлекало от погружения в атмосферу XVIII–XIX вв. За последние пять лет власти Ленобласти дороги и федеральные трассы тоже основательно отремонтировали и привели в порядок. Поэтому ничто не мешает наслаждаться видами из окна автомобиля и слушать увлекательный рассказ энтузиаста-экскурсовода.

КиР: Сергей Владимирович, насколько сейчас маршрут «Сойкинский тракт» готов к приему туристов?

С. О.: Одиночные любители русской истории и сейчас посещают достопримечательные места маршрута. Местные муниципалы осознают, какой экономический потенциал пока дремлет в «Сойкинском тракте».
Туркомпаниям пакет «Сойкинский тракт» будет удобно продавать, когда инфраструктура в каждом месте остановки автобуса (дилижанса, кареты, конного поезда) будет готова принять одновременно более ста туристов. Никто не хочет стоять в очередях в туалет или за едой. Первый ночлег следует организовать в Гостилицах, тем более гостеприимная Зоя Николаевна Шевчук уже открыла уютную маленькую гостиницу.
Туристов надо завлекать, развлекать, обслуживать и отпускать с сувенирами.

КиР: Но ни чиновники, ни депутаты МО не умеют этого делать, ведь так?

С. О.: Судя по сегодняшнему обустройству «Сойкинского тракта», чиновники и депутаты не смогли привлечь талантливых предпринимателей. Об этом следует задуматься областному правительству, если оно всерьез желает развивать в Ленобласти внутренний и въездной туризм.

КиР: О лидирующей роли правительства мы слышим от многих предпринимателей, да что-то на местах в различных кабинетах встречаются одни и те же типы: безынициативные, неталантливые, да еще и норовящие нахамить.

С. О.: Мой большой опыт общения с представителями власти позволяет выделять достойных для общения людей.
Какое правительство субъекта РФ мы хотим видеть? Только умелое и эффективное руководство может установить основные принципы, руководствуясь которыми население субъекта РФ может удовлетворить свои запросы. Люди не могут осуществлять свои потребности сами по себе, им необходимы поддержка и организующая сила со стороны общины (уровень МО) или со стороны правительства субъекта РФ для достижения этой цели.

Функция правительства состоит в принятии твердых решений, чтобы в делах людей были определенность и стабильность. Искусство правительства заключается в максимально возможном использовании ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении региона. Правительство должно заботиться о создании как можно большего количества рабочих мест; процветание должно затронуть больше людей.

Существует два принципиально разных подхода правительства к организации и строительству общества. Условно их можно назвать западным и восточным.
По западному варианту считается, что все проблемы решаются хорошим правительством. Правительство рассматривается как успешное постольку, поскольку оно может выполнять обязательства, которые в менее современных обществах выполнялись семьей.

Восточный вариант: каждый человек начинает с опоры на собственные силы и лишь потом вспоминает о правительстве.
По западному варианту правительство говорит: «Дайте мне народный мандат, и я решу все социальные проблемы…»
Такое отклонение от темы обустройства «Сойкинского тракта» я сделал осознанно.

Пока внятной и понятной предпринимателям стратегии использования ОКН для их включения в индустрию внутреннего и въездного туризма нет. Если бы была, то памятники культуры в таком безобразном виде не находились бы, а энтузиасты-краеведы не чувствовали бы себя изгоями в России. Кстати, на Культурном форуме в Санкт-Петербурге следовало бы провести круглый стол, посвященный стратегии превращения малых русских городов в центры сохранения Русской Цивилизации и внутреннего туризма, равно как и роли народных домов в развитии внутреннего и въездного туризма. Сейчас у чиновников явно дефицит идей, как развивать внутренний туризм, не говоря уже о въездном.
Сегодняшняя поездка по трассе «Сойкинский тракт» демонстрирует наличие потенциала, но одновременно свидетельствует о пассивности властей. Народ и предпринимателей надо уметь увлечь идеей и организовать на ее осуществление.

Известно, что ни одна армия, какой бы хорошей она ни была, не может победить, если у нее слабые генералы. Посмотрите, кто в субъекте РФ возглавляет работу по вовлечению ОКН в индустрию туризма. Во-первых, это часто разные ведомства. Музейщики привыкли, что их содержат за счет налогоплательщиков и коммерцией занимаются лишь нелегально. В основной массе музейщики не дружат ни с маркетингом, ни с предпринимательством.

За последние десятилетия предприниматели научились открывать объекты индустрии гостеприимства, создавать туристические потоки, изготавливать сувениры и поддерживать традиционные промыслы, но чиновники не подпускают их близко к ОКН.


Развалины в Ленобласти вопиют: «Приди к нам, хозяин!»

Представляется, Правительство Ленобласти могло бы сконцентрировать усилия на реставрации Копорской крепости и усадьбы в Гостилицах, хоть они и являются объектами федерального значения. Похоже, местные жители не в состоянии осуществить эти два проекта – нет ни таланта, ни энергии, ни денег. Единственно возможный вариант – руководству Ленобласти проложить путь по использованию Копорской крепости и усадьбы Гостилицы, а также продемонстрировать мужество в отстаивании своего курса. Надо видеть на десятилетия вперед, ведь отреставрированный памятник должен органично войти в стадию эксплуатации и принесения дохода. Поэтому следует выработать понятные стратегию и стандарты использования ОКН.

Наше рейтинговое агентство предназначено в том числе для «подтягивания» качества услуг на «Сойкинском тракте» до уровня, позволяющего обслуживать в каждом пункте маршрута группы туристов от 50 до 100 человек одновременно. Пока это на большинстве объектов туристического маршрута невозможно.

Мы посетили знаменитую частную конюшню в Гостилицах – более 20 красивых лошадей. Директор конно-спортивного клуба «Аргамак» Полина Потоцкая – настоящая лошадница. Однако пока клуб не может получить у нас высокого рейтинга, удостоверяющего, что он готов к приему большой группы туристов. Допустим, мы разрекламировали его на портале «Сойкинский тракт», туристические компании нам поверили и привезли в конный клуб группу туристов из 50 человек. Как долго они там останутся пока не начнут скучать? Сколько и за что оставят денег?
Мы договорились, что она представит свои расчеты как на нынешнюю ситуацию, так и на перспективное обслуживание туристов в результате развития своего бизнеса.

КиР: А у Вас создается впечатление, что власти Ленобласти стимулируют развитие туристической отрасли в МО?


С. О: Туристическая отрасль – это множество маленьких предприятий, а значит, множество предпринимателей. Чиновники предпочитают работать с несколькими крупными стратегическими инвесторами. Отчасти этим объясняется плачевное состояние развития туризма. На наш взгляд, депутатам МО сподручнее работать с множеством предпринимателей, тем более многие из них являются родственниками.

Когда муниципалы вместе с предпринимателями преодолевают все разногласия и побеждают, между населением, предпринимателями и муниципалами складывается взаимосвязь, подобно глубокому, непоколебимому чувству доверия между армией и ее генералами, прошедшими вместе через сражения.
Ваша работа как руководителя состоит в том, чтобы вдохновлять и стимулировать, а не разделять ваши смятенные мысли. Вы приводите свой народ в уныние, если вы так поступаете.
Пока жители Копорья и Гостилиц не готовы к приему большого количества туристов. Логично задать вопрос, чем занимаются музейное агентство и комитет по развитию туризма в Ленобласти?

Создание маршрута «Сойкинский тракт» потребует инновационного подхода к взаимодействию депутатов МО и предпринимателей Ломоносовского и Кингисеппского районов.
После долгого перерыва предстоит разбудить предпринимательскую инициативу. Это ли не достойное занятие для настоящих государственников и творческих людей!

При общении с муниципалами Ломоносовского района узнаем, что они слышали, как преобразилось село Вятское в Ярославской области под влиянием энергии одного предпринимателя, которого потом жители села избрали в муниципалитет. Наверное, муниципалам Ленобласти пришло время осваивать восточный подход к роли правительства – брать в свои руки инициативу по созданию индустрии гостеприимства вокруг памятников культуры.

Полностью материал читайте в журнале "Конкуренция и рынок" № 5 (78) 2016, статья "Стоит ли показывать это туристам?"