Отжившие предрассудки русской интеллигенции

Журнал «Конкуренция и рынок» март 2011 №1 (49)

Иван Ильин

В духовном укладе русской интеллигенции есть отжившие предрассудки, к которым она не должна возвращаться. Некоторые из этих предрассудков открыто выговаривались, другие допускались бессознательно и молчаливо. Ныне мы призваны продумать их до конца и освободиться от них.

1. Русская интеллигенция не видела и не постигала глубокого своеобразия России. Она не понимала, что Россия может строиться только самобытным творчеством, а не слепым заимствованием у Запада. Она не разумела, что русский национальный духовный акт — иной, чем у западного европейца, и что поэтому у русского должна быть иная вера, иная наука, иное искусство, иное правосознание, иное государство, иной уклад жизни. Петр Великий никогда не порабощал русский дух — западному. Остерман недаром записал за ним слова: «Нам нужна Европа на несколько десятков лет, а потом мы к ней должны повернуться задом». Творящему не страшно никакое заимствование; кто умеет только подражать, тот погубит свое творчество.

2. Русская интеллигенция обычно относилась к простому народу с «состраданием» и с затаенным чувством «вины» («кающийся барин»). Но она не знала своего народа, не видела его творческую силу, плохо верила в его организаторскую способность и даже уверовала в подкинутую ей иностранцами теорию, будто порядок и культура были принесены русским полудикарям «норманнами»1.

3. Истинная наука не исключает веру и не разрушает ее. Безбожие есть не высшее проявление культуры, как думала русская интеллигенция, а проявление духовной слепоты, духовной нечуткости и ограниченности. Христианское откровение отнюдь не осуждает науку и не стремится заменить ее. Русской интеллигенции предстоит великая творческая задача — внести дары христианства в научное исследование и утвердить христианство светом истинного научного знания2.

4. Христианство отнюдь не отрицает ни права, ни государственной культуры; оно совсем не проповедует сентиментального непротивленчества3. Об этом свидетельствует вся великая традиция христианской церкви и русского православия. Русская интеллигенция должна раз и навсегда отвергнуть соблазны непротивления.

5. Культура (дух!) и цивилизация (внешняя дисциплина и техника!) — отнюдь не одно и то же. Русская интеллигенция должна понять, что у цивилизованных народов может выродиться духовная жизнь, что мы ныне и наблюдаем. Русский народ, сильно отставая в вопросах цивилизации, всегда имел глубокую и самобытную духовную культуру. Противоестественно думать, будто менее цивилизованные народы суть исторический навоз для более цивилизованных.

6. Русская интеллигенция воображала, будто в жизни есть только «отвратительная действительность» и «святой идеал». Она не видела Божьего присутствия в ходе истории и не понимала, что «идеал» требует от человека прежде всего строгости к самому себе, скромности и долгой борьбы со своими страстями; — что Бог близок, а идеал далек. Поэтому она страдала маниловской мечтательностью, доктринерством, политическим максимализмом и социальным утопизмом. Надо уметь трезво беречь унаследованное национальное достояние и с молитвою в сердце впрягаться волею и делами в несовершенное (творческий реализм!).

7. Русская интеллигенция вслед за Кропоткиным, Бакуниным и Л. Н. Толстым верила, что чем полнее свобода, предоставленная человеку, тем быстрее и полнее он приблизится к совершенству. Отсюда ее сентиментальный либерализм и тяга к анархии. Она считала, что государство не столько воспитывает человека, сколько развращает его; и потому она всегда была готова поддерживать всякое оппозиционное, противогосударственное, революционное начинание. С этим соблазном она должна покончить.

8. Русская интеллигенция держалась за предрассудок, будто справедливость требует равенства и будто жизнь будет тем справедливее и лучше, чем больше людей будут во всех отношениях уравнены4.

9. Русская интеллигенция склонялась к тому мнению, что «гражданин вселенной» всегда выше патриота с его националистическими пристрастиями. Отсюда возникало ее тяготение ко всевозможным «интернационалам» и ее безразличное или холодное отношение к своей национальной армии.

10. Русская интеллигенция не умела верно принимать и уважать частную собственность. Многие собственники умели быть щедрыми; но далеко не многие понимали, что собственность обязывает к творческому труду и что богатеющий хозяин служит не только себе, но и всему народу и своему государству. В связи с этим русская интеллигенция готова была преклоняться перед низшим видом труда — физическим (перед «мозолистыми руками» и «пролитым потом») и решительно недооценивала глубину, утонченность и ответственность духовного творчества.

11. В довершение всего русская интеллигенция страдала неверным самосознанием. Она рассматривала свое положение как «привилегированное» и всегда несколько «конфузилась» от своих «преимуществ». Она не понимала, что ведущий слой должен давать народу творческую идею, волевую энергию, воспитание характера и национально-правовую организацию; и что если он выполняет это призвание свое, то все, связанные с этим «преимущества» являются не более чем необходимым условием жизни и скромным вознаграждением5.

Будущая русская интеллигенция должна быть свободна от этих предрассудков; иначе она не поведет Россию и не возродит ее. Эти предрассудки во многом подготовили и февральский переворот, и коммунистическую революцию.

 

1 Доктрины Байера и Шлецера (восемнадцатый век).

2 См. в № 5 «Русского Колокола» мою статью «Идея обновленного разума».

3 См. мое исследование «О сопротивлении злу силой».

4 См. ниже главу о равенстве и справедливости.

5 Ср. у Ключевского: «Русская История», т. V, стр. 115 и 141.

Из книги «За национальную Россию. Манифест русского движения»

 

От редакции

Борьба за повышение конкурентоспособности России потребует от русского народа через духовный опыт и творческое созерцание увидеть новый, возрожденный облик нашей Отчизны.

Былой России больше не будет. Всю свою историю Россия провела в том, что строилась на пепелище.

Современное пепелище – закономерный итог деятельности бюрократов и интеллигентов, отказавшихся от своих русских корней. Да можно ли было считать своими духовными и предпринимательскими лидерами дворян, презирающих русский язык своих холопов, интеллигентов, пресмыкающихся перед всем иностранным и большевиков-марксистов, уничтоживших тонкий слой национальных интеллектуалов, поставивших Русскую Цивилизацию на край пропасти? Вы все еще верите, что интернационалисты всех мастей – сторонники толерантности – думают о повышении конкурентоспособности нашей русской культуры? Наверно, пора перестать жить утопиями.

Бюрократы не боятся легковерной богемы и прочих интеллигентов-конформистов, но ничего не могут сделать с интеллектуалами и сплоченными предпринимателями. Вызовы XXI века требуют выдвижения в национальные лидеры прозорливых интеллектуалов и матерых предпринимателей. Россия богата талантливыми и творческими личностями, которые помогут народу обрести веру и характер, позволяющие создать процветающее государство на фундаменте Русской Цивилизации, а не на заимствованных у иностранцев «фантазиях» и «утопиях».

Уже в 1937 году русский философ Иван Ильин говорил, что смена лидеров в России неизбежна: «И то пепелище, которое останется нам в наследство от большевиков, будет не страшнее тех пепелищ, которые оставались нам от татар или от Смуты. Страшнее, опаснее будет то духовное пепелище, которое мы унаследуем после их крушения. Безыдейная интеллигенция не нужна своему народу. Она не исполняет своего назначения; она не может никого вести: она есть мнимая реальность, историческая накипь, политический мираж».

Спасительный путь к процветанию наша России обретет через чувство ответственности, почвенности духовного опыта, серьезность ищущей мысли. Русские интеллектуалы и предприниматели, чаще обращайтесь за советом к Ивану Александровичу Ильину, и вы увидите, как наше общее национальное дело продвигается.  От развития конкурентоспособного мышления несколько шагов и до конкурентоспособной промышленности. Так и народ признает современных предпринимателей, как в былые времена Н.И. Путилова и М.В. Шидловского, — национальными лидерами, и пойдет за ними. Кто же согласится долго жить на пепелище? Пора благоустраивать Отечество!