Решение от 25 июня 2018 г. № СА-3-9/4177@

Тема налогового спора:
Правомерность отказа в предоставлении социального налогового вычета по НДФЛ по расходам на обучение
Вид налога:
Налог на доходы физических лиц
Статьи налогового кодекса:
Статья 78, Статья 219
Налоговый орган, вынесший решение:
Центральный аппарат ФНС России
Результат рассмотрения:
решение нижестоящего налогового органа оставлено в силе

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Основанием для отказа в праве на социальный налоговый вычет послужило непредставление документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на обучение.

Позиция налогоплательщика: Заявитель считает, что имеет право на социальный налоговый вычет по НДФЛ по расходам на свое обучение в том налоговом периоде, в котором фактически произведены расходы по оплате за обучение.

Результат рассмотрения: решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменений

Федеральной налоговой службой получена жалоба Х (далее – Х, Заявитель) от 17.05.2018 на решение ИФНС России (далее – Инспекция) от 01.11.2017 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение УФНС России (далее – Управление) от 30.03.2018, направленная Министерством финансов Российской Федерации письмом от 24.05.2018.
Как следует из материалов, представленных Управлением, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка декларации по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2016 год, представленной Х 26.03.2017.
Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки декларации по НДФЛ за 2016 год составлен акт от 10.07.2017 и вынесено решение от 01.11.2017 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Заявителю отказано в праве на социальный налоговый вычет по НДФЛ за 2016 год по расходам на обучение в размере 86 814 рублей и в возврате НДФЛ из бюджета, в размере 11 286 рублей.
Не согласившись с отказом Инспекции в предоставлении социального налогового вычета по НДФЛ за 2016 год, Х представила через Инспекцию в Управление апелляционную жалобу от 27.02.2018. Решением Управления от 30.03.2018 апелляционная жалоба Х оставлена без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Федеральную налоговую службу, Х сообщает, что 26.03.2017 представила в Инспекцию декларацию по НДФЛ за 2016 год, в которой заявила социальный налоговый вычет по расходам на свое обучение; Инспекцией отказано ей в праве на социальный налоговый вычет, в связи с непредставлением документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на обучение.
Х, ссылаясь на статью 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), считает, что имеет право на социальный налоговый вычет по НДФЛ по расходам на свое обучение в том налоговом периоде, в котором фактически произведены расходы по оплате за обучение.
Заявитель сообщает, что заключила с Университетом договор от 01.09.2009 об обучении по основной образовательной программе высшего профессионального образования на пять лет с 01.09.2009 по 30.06.2014.
Банк на основании договора от 14.09.2010 об открытии невозобновляемой кредитной линии предоставило отсрочку на льготный период пользования образовательным кредитом и отсрочку по выплате основного долга по образовательному кредиту.
Х считает, что справка Банка «Об уплаченных процентах и основном долге по кредиту» за период с 01.01.2016 по 31.01.2017 по кредитному договору от 14.09.2010 подтверждает фактически произведенные расходы на обучение.
Заявитель, ссылаясь на Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ) и Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013
№ 1026 «Об утверждении Правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1026), считает, что произведенные расходы по погашению образовательного кредита, предоставленного с государственной поддержкой, являются оплатой за обучение.
На основании вышеизложенного, Х просит разъяснить порядок получения социального налогового вычета по НДФЛ по расходам на обучение в соответствии с нормами Кодекса, а также Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1026.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, а также документы и информацию, представленные Управлением, сообщает следующее.
Порядок предоставления налогоплательщикам социального налогового вычета по НДФЛ по расходам на свое обучение определен статьей 219 Кодекса главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Кодекса.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 219 Кодекса (в соответствующей редакции) при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета по НДФЛ в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за свое обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом установленного ограничения.
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.
Документами, подтверждающими факт оплаты налогоплательщиком денежных средств учреждению, оказавшему образовательные услуги, являются платежные документы, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств, кассовые чеки и другие документы).
Социальный налоговый вычет по НДФЛ предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении.
Согласно пункту 2 статьи 219 Кодекса (в соответствующей редакции) социальные налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 1 статьи 219 Кодекса, предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 219 Кодекса.
В соответствии со статьей 216 Кодекса налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год.
Налогоплательщик вправе применить социальный налоговый вычет исключительно к доходам, облагаемым НДФЛ по ставке 13 процентов, которые получены налогоплательщиком в том календарном году, в котором им были произведены расходы на оплату услуг по обучению.
Социальный налоговый вычет на обучение предоставляется в виде возврата, ранее уплаченного НДФЛ, и к нему применяются положения пункта 7 статьи 78 Кодекса. Согласно пункту 7 статьи 78 Кодекса заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно статье 104 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательные кредиты предоставляются банками и иными кредитными организациями гражданам, поступившим в организации, осуществляющие образовательную деятельность, для обучения по соответствующим образовательным программам, и являются целевыми.
Такие кредиты могут быть направлены на оплату обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в размере стоимости обучения или части стоимости обучения (основной образовательный кредит).
Условия, размеры и порядок предоставления государственной поддержки образовательного кредитования определяются Правительством Российской Федерации.
Правилами предоставления государственной поддержки образовательного кредитования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1026, установлено, что образовательным кредитом являются целевые денежные средства в валюте Российской Федерации, предоставляемые заемщику банком или иной кредитной организацией с целью оплаты стоимости или части стоимости получаемых образовательных услуг по основным профессиональным образовательным программам, которые оказывает заемщику организация, осуществляющая образовательную деятельность, на основании договора о предоставлении платных образовательных услуг. При этом размер основного образовательного кредита фиксируется в договоре о предоставлении платных образовательных услуг, заключенном при приеме на обучение.
В связи с вышеизложенным, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1026, которое утратило силу 12.02.2018 гражданину Российской Федерации предоставлены гарантии об образовании в Российской Федерации, в том числе с использованием государственной поддержки, в виде предоставления целевых кредитных средств на обучение на льготных условиях, при этом Налоговым кодексом Российской Федерации определены условия и порядок предоставления социального налогового вычета по НДФЛ по расходам на обучение.
Как следует из материалов камеральной налоговой проверки, 26.03.2017 Х представила в Инспекцию декларацию по НДФЛ за 2016 год, в которой заявила социальный налоговый вычет по НДФЛ по расходам на свое обучение в сумме 86 814,35 рублей; сумму НДФЛ, подлежащую возврату из бюджета, в размере
11 286 рублей.
С декларацией Заявителем представлены копии следующих документов: справки о доходах физического лица по форме 2 – НДФЛ за 2016 год; лицензии и сертификата Университета на оказание образовательных услуг; договора от 01.09.2009 об обучении по основной образовательной программе высшего профессионального образования; договора с Банком от 14.09.2010 об открытии невозобновляемой кредитной линии; платежных документов по оплате за обучение; справки об уплаченных процентах и основном долге по кредиту.
Инспекцией установлено, что ФЛ 2 (далее – заказчик) заключен договор от 01.09.2009 с Университетом (далее – исполнитель) об обучении Х по основной образовательной программе высшего профессионального образования (далее – договор об обучении) на обучение на факультете иностранных языков и регионоведения по программе подготовки специалистов по специальности регионоведение по очной форме обучения. Срок обучения по образовательной программе составляет 5 лет. В соответствии с пунктом 4.1.1 договора об обучении ФЛ 2 обязуется своевременно вносить плату за предоставляемые услуги, а также представлять соответствующие документы, подтверждающие такую оплату.
Пунктом 6.1 договора об обучении предусмотрено, что Заказчик оплачивает услуги, предусмотренные договором от 01.09.2009, в размере 250 000 рублей за учебный год. Полная стоимость обучения за 5 лет составляет сумму в размере 1 250 000 рублей.
Согласно договору от 14.09.2010 об открытии невозобновляемой кредитной линии (далее – кредитный договор), Банк (кредитор) обязуется открыть Х (заемщику) невозобновляемую кредитную линию в сумме 1 000 000 рублей под 10,75 процентов годовых, из которых 4,94 процентов годовых подлежит оплате заемщиком и 5,81 процентов годовых возмещаются за счет субсидий для оплаты обучения в Университете на срок до 30.06.2024, считая с даты его фактического представления.
В соответствии с пунктом 3.1 кредитного договора на период обучения в Университете и дополнительно на 3 месяца после окончания обучения заемщику предоставляется отсрочка по выплате кредита, а также части платежей по процентам за первый и второй годы пользования кредитом. В период действия льготного периода по погашению кредита и уплате части процентов заемщик ежемесячно осуществляет уплату процентов за пользование кредитом в день, соответствующий дню получения первой части кредита. После истечения льготного периода по погашению кредита и уплате части процентов заемщик ежемесячно производит аннуитетные платежи по погашению кредита и уплате процентов за его пользование (включая отсроченные проценты) согласно графику платежей.
Х за счет кредитных средств произведена оплата за обучение на факультете иностранных языков и регионоведения Университета по договору от 01.09.2009 за период с 2010 по 2014 годы в общем размере 1 000 000 рублей, что подтверждается счетами на оплату от 30.08.2010, от 17.02.2011, от 06.09.2011, от 01.02.2012,
от 03.09.2012, от 10.01.2013, от 03.09.2013, от 22.01.2014.
В соответствии со справкой Банка «Об уплаченных процентах и основном долге по кредиту» по кредитному договору от 14.09.2010 за период с 01.01.2016 по 31.01.2017 Х погашен основной долг в размере 86 814,35 рублей и проценты – 42 230,28 рублей.
Согласно справке от 02.03.2017 по форме № 2-НДФЛ за 2016 год с дохода Х налоговым агентом - ООО «ЮЛ 1» исчислен, удержан и перечислен в бюджет НДФЛ, в размере 41 242 рублей.
Согласно пункту 2 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) к отношениям по кредитному договору применяются правила о договоре займа, если иное не предусмотрено правилами о кредитном договоре и не вытекает из существа кредитного договора.
Из пункта 1 статьи 807 Гражданского кодекса следует, что по договору займа одна сторона (займодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа).
Учитывая, что целью предоставления образовательного кредита является оплата стоимости образовательных услуг либо ее части, моментом оплаты таких услуг необходимо считать момент перечисления банком образовательного кредита образовательной организации. При этом статья 219 Кодекса не связывает возможность получения социального налогового вычета по НДФЛ с возвратом денежных средств, полученных по кредитному договору.
Таким образом, дальнейшее погашение гражданином образовательного кредита и процентов по нему является взаимоотношением между заемщиком и банком и не относится к оплате образовательных услуг, на порядок предоставления социального налогового вычета не влияет.
Учитывая вышеприведенные нормы Кодекса и исходя из фактических обстоятельств, у Х отсутствует право на получение социального налогового вычета по НДФЛ за 2016 год на свое обучение, поскольку оплата обучения произведена Х за счет кредитных средств в период с 2010 по 2014 годы; Х не представлены соответствующие документы, подтверждающие получение дохода, облагаемого НДФЛ по налоговой ставке 13% за указанный период; спорный договор на обучение заключен с ФЛ 2. В этой связи, Инспекцией в решении от 01.11.2017 и Управлением в решении от 30.03.2018 обоснованно отказано Х в праве на социальный налоговый вычет по НДФЛ за 2016 год в размере 86 814,35 рублей и в возврате из бюджета НДФЛ в сумме 11 286 рублей.
При таких обстоятельствах, Федеральной налоговой службой не установлено оснований для отмены решения ИФНС России от 01.11.2017 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения УФНС России от 30.03.2018.
На основании вышеизложенного, Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации, оставляет жалобу Х без удовлетворения.