Решение от 17 мая 2017 г. № СА-4-9/9263@

Тема налогового спора:
Правомерность указания сокращенных реквизитов при заполнении Уведомления о выдаче банковской гарантии
Вид налога:
Все налоги
Статьи налогового кодекса:
Статья 129.1
Налоговый орган, вынесший решение:
Центральный аппарат ФНС России
Результат рассмотрения:
решение нижестоящего налогового органа оставлено в силе

 

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Межрегиональной инспекцией установлено, что в нарушение пункта 4 Порядка, при заполнении Уведомлений о выдаче банковской гарантии, в разделе 1 «Информация о банке (гаранте)» в графе «Полное наименование банка» было указано сокращенное наименование Заявителя, в разделе 2 «Информация о налогоплательщике (принципале)» в графе «Полное наименование налогоплательщика» указано сокращенное наименование, а также отсутствует ФИО руководителя Банка.
Позиция налогоплательщика: По мнению Общества, указание в Уведомлениях о выдаче банковской гарантии сокращенного наименования Банка и акционерного общества не могло явиться препятствием для осуществления налоговым органом своих полномочий. Межрегиональная инспекция располагала всей необходимой информацией в отношении Банка и акционерного общества, позволяющей идентифицировать их по официальным сокращенным наименованиям и идентификационным номерам налогоплательщиков.


Результат рассмотрения: решение нижестоящего налогового органа отменено

Федеральной налоговой службой получены жалобы «Х» (Акционерное общество) (далее - Общество, Заявитель, Банк Х (АО)) от 16.03.2017 на решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам (далее – Межрегиональная инспекция, налоговый орган) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) от 12.01.2017, от 09.01.2017 (далее – Решение от 12.01.2017, Решение от 09.01.2017, Решения).
Решениями Общество в порядке статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) привлечено к ответственности, предусмотренной пунктами 1, 2 статьи 129.1 Кодекса, за неправомерное несообщение лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу в соответствии с пунктом 3 статьи 176.1 Кодекса, а именно не представление уведомлений о выдаче Обществу банковских гарантий (далее – Уведомления), в виде взыскания штрафа в общем размере 25 000 рублей.
Банк Х (АО), не согласившись с Решениями, обратилось с жалобами в Федеральную налоговую службу, в которых просит отменить указанные Решения по следующим основаниям.
В жалобах Заявитель указывает, что Решения являются неправомерными, нарушающими его права и законные интересы, поскольку предусмотренная пунктом 3 статьи 176.1 Кодекса обязанность уведомить налоговый орган о выдаче банковских гарантий не позднее дня, следующего за днем выдачи банковских гарантии от 21.10.2016, от 27.10.2016, исполнена.
Как следует из материалов жалоб, Уведомления в утвержденном формате, содержащие все необходимые реквизиты, подписанные электронной подписью уполномоченного должностного лица Общества, были направлены в адрес налогового органа по телекоммуникационным каналам связи в срок, установленный пунктом 3 статьи 176.1 Кодекса.
Уведомления были получены налоговым органом 21.10.2016 и 27.10.2016 без замечаний и сообщений об ошибках.
Вместе с тем, Межрегиональной инспекцией вынесены Решения, в соответствии с которыми при заполнении Уведомлений, в разделе 1 «Информация о банке (гаранте)» в графе «Полное наименование банка» было указано сокращенное наименование Заявителя, в разделе 2 «Информация о налогоплательщике (принципале)» в графе «Полное наименование налогоплательщика» указано сокращенное наименование акционерного общества «ЮЛ 1», а также отсутствует фамилия, имя и отчество руководителя Банк Х (АО).
По мнению Общества, указание в Уведомлениях сокращенного наименования Банк Х (АО) и акционерного общества «ЮЛ 1» не могло явиться препятствием для осуществления налоговым органом своих полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах сборах, при проведении мероприятий налогового контроля. Межрегиональная инспекция по состоянию на 24.10.2016 и 27.10.2016 располагала всей необходимой информацией в отношении Банк Х (АО) и акционерного общества «ЮЛ 1», позволяющей идентифицировать их по официальным сокращенным наименованиям и идентификационным номерам налогоплательщиков.
Также Заявитель указывает, что с 02.02.2016 у Общества отсутствует альтернативная возможность уведомить налоговый орган о фактах выдачи банковских гарантий от 21.10.2016, от 27.10.2016 иным, отличным от электронного формата способом, в связи с внесением изменений в Приказ ФНС России  от 25.10.2010 № ММВ-7-3/515 «Об утверждении Порядка уведомления банком налогового органа о факте выдачи банковской гарантии» (далее – Порядок), а также в связи с возникшей технической проблемой, связанной с отсутствием возможности одновременного заполнения в Уведомлениях реквизитов «ФИО руководителя банка (филиала банка)» и «ФИО ответственного исполнителя банка (филиала банка)», указанных в подпунктах 25 и 26 пункта 4 Порядка.
Для устранения возникшей технической проблемы, Общество получило разъяснения АО «ЮЛ 2» от 25.01.2017 о том, что в соответствии с утверждённым ФНС России форматом уведомления банком налогового органа о факте выдаче банковской гарантии (Письмо ФНС России от 08.12.2011 № 6-3-04/0081 «О направлении формата уведомления банком налогового органа о факте выдачи банковской гарантии») (далее - Формат) данные об ответственном лице передаются в блоке «Подписант». Вместе с тем, подписантом может быть либо руководитель Банк Х (АО), либо ответственный исполнитель. При этом, в соответствии с пунктом 4 Порядка, необходимо указывать и «ФИО руководителя банка (филиала банка)», и «ФИО ответственного исполнителя банка (филиала банка)».
АО «ЮЛ 2» также проинформировало Общество о том, что в настоящее время вопрос соответствия Формата требованиям Порядка находится на рассмотрении Федеральной налоговой службы.
Письмом от 07.12.2016 № ПА-4-6/23315 Федеральная налоговая служба подтвердила, что в настоящее время рассматривает вопрос о приведении в соответствие Формата Уведомления и Порядка.
Заявитель сообщает, что при направлении Уведомлений в электронной форме была использована электронная подпись уполномоченного лица Общества, подписавшего Уведомления на бумажном носителе. Таким образом, Уведомления на бумажном носителе и в электронной форме были подписаны одним и тем же уполномоченным лицом Общества.
В жалобах Заявитель указывает, что Межрегиональной инспекцией в Решениях, без приложения каких-либо доказательств, сделан вывод о том, что Уведомления считаются не представленными.
Федеральная налоговая служба, изучив доводы Заявителя, изложенные в жалобе, исследовав и оценив представленные материалы, установила следующее.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункта 1 статьи 82 Кодекса налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
Рассмотрение, анализ и проверка сведений, отраженных налогоплательщиками в уведомлениях о факте выдачи налогоплательщику банковской гарантии является одной из форм налогового контроля.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 176.1 Кодекса право на применение заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость (далее – НДС) имеют налогоплательщики, представившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение НДС, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы НДС, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения НДС в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных статьей 176.1 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 176.1 Кодекса не позднее дня, следующего за днем выдачи банковской гарантии, банк уведомляет налоговый орган по месту учета налогоплательщика о факте выдачи банковской гарантии в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Порядок уведомления банком налогового органа о факте выдачи банковской гарантии утвержден Приказом ФНС России от 25.10.2010 № ММВ-7-3/515                      «Об утверждении Порядка уведомления банком налогового органа о факте выдачи банковской гарантии».
Согласно пункту 1 Порядка, банк направляет уведомление в налоговый орган по месту учета налогоплательщика о факте выдачи банковской гарантии налогоплательщику по телекоммуникационным каналам связи не позднее дня, следующего за днем выдачи банковской гарантии.
В соответствии с пунктом 3 Порядка в случае выдачи налогоплательщику банковской гарантии филиалом банка с учетом возложенных на него (или должностного лица) полномочий уведомление налогового органа осуществляет этот филиал банка.
Банк, уведомляя налоговый орган, указывает в Уведомлении реквизиты, поименованные в пункте 4 Порядка, в том числе: 6) полное наименование банка (филиала банка); 14) полное наименование организации/Ф.И.О. индивидуального предпринимателя; 25) ФИО руководителя банка (филиала банка); 26) ФИО ответственного исполнителя банка (филиала банка).
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что уведомление банка не считается принятым налоговым органом, если: уведомление банка ошибочно направлено в другой налоговый орган; в уведомлении банка отсутствуют реквизиты, поименованные в пункте 4 Порядка; уведомление банка, направленное по телекоммуникационным каналам связи, не соответствует утвержденному формату; в уведомлении банка, направленном по телекоммуникационным каналам связи, отсутствует (не соответствует) электронная цифровая подпись уполномоченного должностного лица банка (филиала банка).
В соответствии с пунктом 13 Порядка не позднее дня, следующего за днем выдачи банковской гарантии, банк направляет в налоговый орган по месту учета банка для налогового органа по месту учета налогоплательщика Уведомление в соответствии с утвержденным форматом, подписанное электронной подписью руководителя банка (филиала банка).
При получении Уведомления налоговый орган осуществляет проверку поступившего файла на соответствие требованиям унифицированного транспортного контейнера, электронной подписи руководителя банка (филиала банка) и, в случае успешного завершения контроля, направляет его в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
При наличии оснований для отказа в приеме Уведомления налоговый орган направляет в банк по телекоммуникационным каналам связи подписанное электронной подписью должностного лица налогового органа уведомление об отказе в приеме с указанием причин отказа.
При получении банком от налогового органа сообщения об ошибке, уведомления об отказе в приеме Уведомление банка считается не представленным, банк устраняет ошибки и повторно направляет Уведомление банка с тем же признаком вида документа.
При отсутствии в полученном налоговым органом Уведомлении ошибок в банк по телекоммуникационным каналам связи с электронной подписью должностного лица налогового органа по месту учета налогоплательщика направляется квитанция о приеме.
Для уведомления банка, на которое получена квитанция о приеме, датой представления считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.
Согласно статье 129.1 Кодекса  неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 Кодекса пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей, те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.
Как следует из материалов жалоб, Заявителем в адрес Межрегиональной инспекции в срок, установленный пунктом 3 статьи 176.1 Кодекса, направлены Уведомления от 21.10.2016, от 27.10.2016 в связи с выдачей Обществом банковских гарантий АО «ЮЛ 1» от 21.10.2016 и ПАО «ЮЛ 3» от 27.10.2016 соответственно.
Межрегиональной инспекцией установлено, что в нарушение пункта 4 Порядка, при заполнении Уведомлений, в разделе 1 «Информация о банке (гаранте)» в графе «Полное наименование банка» было указано сокращенное наименование Заявителя – Банк Х (АО), в разделе 2 «Информация о налогоплательщике (принципале)» в графе «Полное наименование налогоплательщика» указано сокращенное наименование - АО «ЮЛ 1», а также отсутствует фамилия, имя и отчество руководителя Банк Х (АО).
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что уведомление банка не считается принятым налоговым органом, если в уведомлении банка отсутствуют реквизиты, поименованные в пункте 4 Порядка, в том числе: полное наименование банка; полное наименование налогоплательщика; фамилия, имя, отчество руководителя банка (филиала банка); фамилия, имя, отчество ответственного исполнителя банка (филиала банка).
На основании вышеизложенного, Межрегиональная инспекция Решениями от 12.01.2017, от 09.01.2017 привлекла Общество к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 129.1 Кодекса, за неправомерное несообщение лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу в соответствии с пунктом 3 статьи 176.1 Кодекса, а именно непредставление Уведомления от 27.10.2016, в виде взыскания штрафа в размере 5 000 рублей, непредставление Уведомления от 21.10.2016, в виде взыскания штрафа в размере
20 000 рублей.
Федеральная налоговая служба считает неправомерным привлечение Общества к ответственности, предусмотренной статьей 129.1 Кодекса, в связи с нижеследующим.
Согласно пункту 9 статьи 101.4 Кодекса в решении о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
На основании пункта 6 статьи 108 Кодекса лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 109 Кодекса лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения.
Объективную сторону налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.1 Кодекса, образует неправомерное несообщение, или нарушение сроков представления сведений, которые лицо обязано представить, при условии, что указанные действия могли затруднить осуществление налоговым органом мероприятий налогового контроля вследствие невозможности однозначно идентифицировать участников электронного документооборота и проведенные операции.
Как следует из материалов жалоб, наряду с полным наименованием «Х» (Акционерное общество) используется официальное сокращенное наименование – Банк Х (АО). Кроме того, в Уведомлениях помимо наименования Общества указаны ИНН Заявителя, которые позволяют идентифицировать налогоплательщика.
Также указание в Уведомлении АО «ЮЛ 1», а не акционерное общество
«ЮЛ 1», в том числе при наличии правильно указанного ИНН налогоплательщика, не могло явиться препятствием для осуществления Межрегиональной инспекции своих полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, при проведении мероприятий налогового контроля.
Из материалов жалоб также следует, что Уведомления в утвержденном Формате, подписаны электронной подписью уполномоченного должностного лица Общества и были направлены в адрес налогового органа по телекоммуникационным каналам связи в срок, установленный пунктом 3 статьи 176.1 Кодекса. Уведомления были приняты налоговым органом без замечаний.
В жалобах Заявитель ссылается на ответ, полученный от АО «ЮЛ 2» от 25.01.2017 о том, что в соответствии с Форматом подписантом Уведомления может быть либо руководитель банка, либо ответственный исполнитель.
Письмом от 07.12.2016 № ПА-4-6/23315 Федеральная налоговая служба подтвердила, что в настоящее время рассматривает вопрос о приведении в соответствие Формата Уведомления и Порядка.
Следовательно, привлечение Банк Х (АО) к налоговой ответственности, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 129.1 Кодекса, за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при наличии возможности в представленном уведомлении о факте выдачи налогоплательщику банковской гарантии однозначно идентифицировать участников электронного документооборота и проведенные операции по выдаче банковских гарантий, является необоснованным.
Кроме того, из материалов жалобы следует, что Межрегиональной инспекцией при вынесении Решения от 12.01.2017, неправомерно применены положения пункта 2 статьи 129.1 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 129.1 Кодекса те же деяния, предусмотренные пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.
Согласно пункту 3 статьи 112 Кодекса лицо признается подвергнутым санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.
Следовательно, если на момент совершения налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса, лицо, совершившее данное правонарушение в течение календарного года не было привлечено к ответственности за аналогичное деяние, то привлечение лица к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 129.1 Кодекса является неправомерным.
Решение от 09.01.2017 было вынесено в отношении банковской гарантии от 27.10.2016, тогда как Решение от 12.01.2017, в котором Межрегиональной инспекцией применен пункт 2 статьи 129.1 Кодекса, относится к банковской гарантии от 21.10.2016.
Таким образом, у Межрегиональной инспекции отсутствовали основания для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 129.1 Кодекса, за несообщение Банк Х (АО) сведений в отношении банковской гарантии, выданной АО «ЮЛ 1» от 21.10.2016.
При таких обстоятельствах Федеральная налоговая служба, руководствуясь пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации, отменяет решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам от 12.01.2017, от 09.01.2017 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации).