Решение от 16 июня 2017 г. № СА-4-9/11425@

Тема налогового спора:
Правомерность выставления требования о представлении документов по отношениям с контрагентом, в отношении которого проводится налоговая проверка
Вид налога:
Все налоги
Статьи налогового кодекса:
Статья 93.1
Налоговый орган, вынесший решение:
Центральный аппарат ФНС России
Результат рассмотрения:
решение нижестоящего налогового органа оставлено в силе

 

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются:
Требование о представлении документов содержит все необходимые реквизиты, согласно приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.


Позиция налогоплательщика:
Требование о представлении документов является незаконным, а выводы Управления противоречат Налоговому кодексу Российской Федерации и сделаны без надлежащего исследования материалов дела по следующим основаниям: в требовании не указаны основания для истребования документов и мероприятие налогового контроля; отсутствует информация, позволяющая идентифицировать истребуемые документы; Инспекция не имеет права истребовать у Общества ветеринарные свидетельства.
Результат рассмотрения: решение нижестоящего налогового органа оставлена без изменений.

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:
В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).

На основании пункта 3 статьи 93.1 Кодекса налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации).

В силу пункта 5 статьи 93.1 Кодекса лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Согласно утвержденной форме требования о представлении документов (Приказ ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@) в случае истребования документов (информации) в порядке статьи 93.1 Кодекса в требовании указываются, в частности, основания для истребования документов (информации); наименование организации, в отношении деятельности которой истребованы документы (информация); наименование мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникала необходимость в представлении документов (информации). На основании поручения территориального налогового органа от 08.02.2017 (далее – Поручение) Инспекция в адрес Общества по телекоммуникационным каналам связи направила требование от 20.02.2017 о представлении документов (далее – Требование), в котором в качестве основания для истребования документов указала статью 93.1 Кодекса.
Таким образом, Требование содержит указание на статью 93.1 Кодекса, которая является основанием для истребования документов (информации).
Согласно пункту 1 Требования у Общества истребованы следующие документы за период с 01.10.2016 по 31.12.2016: акт о зачете взаимных требований, акт сверки расчетов с поставщиками (покупателями), счет-фактура, договор, ветеринарные свидетельства на товар, путевой лист грузового автомобиля, доверенность (полученные от контрагента), товарная накладная, товарно-транспортная накладная (другие документы, связанные с доставкой груза в адрес контрагента и от контрагента в адрес Общества).
В соответствии с пунктом 2 Требования Инспекцией у Общества истребована информация, в том числе о том, кем является Общество по отношению к товару, поставленному в адрес контрагента (собственником-перепродавцом, производителем, комиссионером).

Указанные документы и информация касаются контрагента, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка.

Исходя из вышеизложенного, Федеральная налоговая служба считает, что Требование позволяет Обществу установить мероприятие налогового контроля, в рамках которого истребуются документы.

Из Требования и Поручения следовало, что Инспекцией у Общества истребованы документы и информация по взаимоотношениям между Обществом и контрагентом за период с 01.10.2016 по 31.12.2016.
Следовательно, Требование позволяло Заявителю идентифицировать запрашиваемые документы и информацию.
В отношении довода Заявителя об отсутствии у него обязанности по представлению истребуемых Инспекцией ветеринарных свидетельств Федеральная налоговая служба сообщает следующее.
Кодексом не ограничено право налогового органа на истребование документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика.
При этом налоговый орган, а не лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов, по своему усмотрению определяет отношение конкретных документов к деятельности проверяемого налогоплательщика и устанавливает доказательства, подтверждающие совершение налогоплательщиком налогового правонарушения.
В связи с изложенным довод Общества о том, что у Заявителя отсутствует обязанность по представлению истребуемых Инспекцией ветеринарных свидетельств, является необоснованным.
Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба оставила жалобу Общества без удовлетворения.