Решение от 15 февраля 2017 г. № 06-07/03146

Тема налогового спора:
Распределение транспортного налога пропорционально долям собственников транспортного средства
Вид налога:
Транспортный налог
Статьи налогового кодекса:
Статья 357, Статья 358
Налоговый орган, вынесший решение:
Центральный аппарат ФНС России
Результат рассмотрения:
решение нижестоящего налогового органа оставлено в силе

 

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействие) которого обжалуются: обязанность по уплате транспортного налога возлагается не на фактических собственников транспортного средства, а на лицо, на которое такое транспортное средство зарегистрировано

Позиция налогоплательщика: транспортный налог должен быть распределен между собственниками транспортного средства пропорционально их долевому участию в праве собственности

Результат рассмотрения: решение нижестоящего налогового органа оставлено в силе


Заместитель руководителя УФНС России (далее – Управление), рассмотрев жалобу Иванова Ивана Ивановича (далее –Заявитель, налогоплательщик) на действия должностных лиц Межрайонной ИФНС России (далее – Инспекция, налоговый орган),
установил:
По результатам рассмотрения письменного запроса Заявителя, налоговым органом направлено письмо от 30.12.2016, согласно которому Заявителю отказано в начислении транспортного налога за 2015 год пропорционально доле собственности на транспортные средства – тракторы Т-25А и ДТ-75Б.
Заявитель не согласился с начислением транспортного налога за 2015 год и представил жалобу, в которой указал, что согласно решению Арбитражного суда и паспортов самоходных машин, он не является единственным собственником тракторов Т-25А и ДТ-75Б, просит произвести перерасчет транспортного налога пропорционального его доле.
Управление рассмотрев представленные материалы и заключение Инспекции, сообщает следующее.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщиками - физическими лицами признаются физические лица, на которых Кодексом (актами законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятых до вступления в силу части первой Кодекса) возложена обязанность уплачивать налоги.
Статьёй 357 Кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.
Объектом обложения транспортного налога в соответствии со статьей 358 Кодекса признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Признание физических и юридических лиц, правовой нормой налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 85 Кодекса, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
На основании пункта 4 статьи 85 и пункта 4 статьи 362 Кодекса органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Согласно статье 362 Кодекса сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
На основании пункта 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуются - органы гостехнадзора) - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
По сведениям, представленным из Инспекции Гостехнадзора, на Заявителя с 07.10.2015 зарегистрированы транспортные средства: трактор колесный Т-25А  и трактор гусеничный ДТ-75Б.
Минсельхозпродом России 16.01.1995 утверждены «Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора)» (далее - Правила).
На основании пункта 2.2 указанных Правил - машины регистрируются за физическими лицами по постоянному или временному их месту жительства (на срок временного проживания), указанному в паспорте собственника машины, а за юридическими лицами - по их юридическому адресу.
Согласно пункту 2.12 Правил на зарегистрированную машину выдаются свидетельство о регистрации и государственный регистрационный знак, а в паспорт машины заносится владелец или сведения об изменении владельца.
Из представленных Заявителем паспортов самоходной машины и других видов техники (далее - ПСМ), а также свидетельств о регистрации машин на трактор колесный Т-25А и трактор гусеничный ДТ-75Б, владельцем указанных машин является Заявитель. При этом в графе «особые отметки» ПСМ и в графе «Примечание» свидетельства о регистрации машины указаны собственники по решению суда: ½ доля – Собственнику 1, ¼ доля – Собственнику 2, ¼ доля – Заявителю.
Вместе с тем, обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога возникает не у лица, в чьей собственности находится автомобиль, а у лица, на которое он зарегистрирован (пункт 1 статьи 357 Кодекса). Правила государственной регистрации тракторов не предусматривают регистрации машины на нескольких лиц, поскольку в соответствии с пунктом 2.2 названных правил, машина регистрируется за физическими лицами по постоянному или временному их месту жительства. Следовательно, постоянная регистрация трактора не может осуществляться в нескольких местах (по местам жительства всех сособственников) одновременно.
Таким образом, не может быть несколько лиц, на которых зарегистрировано транспортное средство, следовательно, не может быть несколько плательщиков одного налога в отношении одного и того же транспортного средства.
В связи с чем, довод Заявителя о неисполнении налоговым органом вступившего в законную силу решения суда, согласно которому признано право общей долевой собственности членов крестьянского фермерского хозяйства, главой которого является Заявитель является необоснованным.
В соответствии со статьей 32 Кодекса в обязанности налоговых органов не входит регистрация права собственности на объекты. Налоговые органы являются пользователями информации об объектах и прав на них, поступающей от регистрирующих органов. Данная информация используется исключительно в целях начисления налогов.
Таким образом, изменения по долям собственников на тракторы не могут быть учтены при начислении транспортного налога за 2015 год, так как обязанность по уплате налога не зависит от права собственности, поскольку плательщиком налога является лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, то есть Заявитель.
Данная правовая позиция изложена в Апелляционном определении Ростовского областного суда от 30.04.2015 по делу № 33-5423/2015.
Не может быть принят довод Заявителя со ссылкой на абзац 1 пункта 3 статьи 408 Кодекса, поскольку указанная норма касается начисления налога на имущество физических лиц, а не транспортного налога. При этом налог на имущество физических лиц исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на объект налогообложения в силу прямого указания закона (пункт 3 статьи 408 Кодекса). Какое-либо указание на исчисление транспортного налога пропорционально доле в праве собственности на объект налогообложения в налоговом законодательстве отсутствует.
На основании изложенного, Инспекцией не нарушены права и законные интересы налогоплательщика, транспортный налог за трактор колесный Т-25А  и трактор гусеничный ДТ-75Б начислен Заявителю за 2015 год в соответствии с Кодексом, исходя из сведений, поступивших из органов Гостехнадзора В связи с чем, ответ Инспекции от 30.12.2016 о невозможности начисления транспортного налога пропорционально доле собственности, прав и законных интересов налогоплательщика не нарушает.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации, заместитель руководителя УФНС России
решил:
жалобу Иванова И.И. на действия должностных лиц Инспекции оставить без удовлетворения.