Возрождение зелёного патруля

Руководитель Ленинградского отделения МБФ ЭКОГРАД, эксперт Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы РФ

2017 г. ещё в позапрошлом году был объявлен Годом экологии, поэтому не удивительно было получить приглашение на круглый стол, посвящённый этой тематике: «Природа и люди: открытый диалог о действиях в Год Экологии РФ для охраны окружающей среды..».

Организаторы мероприятия: Общественная Палата Ленинградской области совместно с Постоянной комиссией по экологии и природопользованию ЗАКС Ленинградской области, Общественным экологическим Советом при Губернаторе Ленинградской области, АНО «Северо-Западный центр поддержки экологического образования», РЭОО «Друзья Балтики».

Целью проведённого мероприятия была разработка предложений по реализации мероприятий Ленинградской области в рамках Года Экологии РФ через открытый диалог между органами власти, общественными и образовательными организациями и бизнес-сообществом по актуальным экологическим проблемам региона и возможностям для их решения средствами экообразования и просвещения.

В Круглом столе участвовали представители федеральных природоохранных органов, ЗАКС Ленинградской области, профильных и не очень (общего и профобразования, молодёжной политики) комитетов Правительства Ленинградской области, муниципальных органов власти, научных и образовательных организаций, бизнеса и гражданского общества.

Меня удивило ограничение диалога власти и общественности только разработкой «Плана образовательных и просветительских мероприятий Года Экологии, направленного на улучшение экологической ситуации в Ленинградской области». Кроме разве что очевидного: «Для того, чтобы было чисто, нужно приучить не мусорить».

Уже действующие институты экологического волонтёрства и возрождение известных ещё с советских времён школьных «зелёных патрулей» порадовало по-настоящему. Но ведь доля населения в загаживании нашего общего жизненного пространства это только не очень весомая часть проблемы. Как известно, самую весомую составляющую составляет автотранспорт, теплоэнергетика, промышленность и сельское хозяйство.

Поэтому, целесообразно было начинать, ещё в этом году готовить соответствующую Концепцию госполитики в Ленинградской области. В которой определить основные проблемы загрязнения окружающей среды и наметить цели и задачи для кардинального изменения ситуации в этой важнейшей для биологического выживания человека сфере.

Вот проект подобной Концепции, подготовленной властью и целесообразно было бы уже начать обсуждать ещё до середины 16 г., чтобы на её базе, до окончания нынешнего года, исполнительная власть представила на суд общественности Стратегию реализации и План мероприятий по улучшению экологической ситуации в Ленинградской области.

Поскольку вышеуказанные документы должны определять ответственные структуры и сроки исполнения, на подобном мероприятии не было бы представительства заместителей или даже клерков этих структур, как оказалось на круглом столе, в котором принял участие.

Что же вызвало позитивное восприятие – это представители общественных организаций. В отличие от чиновников, они ухитряются достигать конкретных позитивных результатов даже минимальными средствами, фактически без ресурсной базы, которую обязаны предоставлять им чиновники. Кстати, было бы интересно общественности заслушать отчёты о конкретных средствах и их эффективности, выделяемых бюджетом на решение вышеуказанных проблем.

Вряд ли эти результаты вызвали бы оптимизм. Тогда возникает вопрос – почему не заменить тогда выявленных неэффективных чиновников людьми, которые доказали свой профессионализм на общественном поприще решения экологических проблем?

Такой постановкой, подобное мероприятие облегчило бы и мою задачу, поставленную руководством Фонда. Найти проекты и людей, а также разработать и предложить Губернатору программу государственно-частного партнёрства в решении экологических проблем для софинансирования с нашей стороны.