Маркетинг в политике - к чему это ведет?

В продолжение темы демократизации избирательного и, в целом, политического процесса хочу признаться, что описанные процедуры «прямой демократии», приемлемые в обществе с развитыми гражданскими институтами, ответственными гражданами и ограничением пропагандистской роли СМИ, в странах, где эти три признака не наблюдаются, скорее всего, ведут не к развитию общества и страны, а, напротив, к угнетению передовой части этого общества в силу малочисленности последнего и стремлением низвести его роль к маргинальной и, как следствие – к деградации и общества и страны.

Такой вывод следует из сути маркетинга, положенного в основу политической системы во всех, практически, странах, где выборы в том или ином виде проводятся и являются основой формирования этой системы. А суть эта заключается в том, что политические программы формируются исключительно на основе анализа предпочтений групп населения, посещающих избирательные участки (это хорошо было видно из предвыборных лозунгов правящей партии), т.е., в основном, подневольных бюджетников и пенсионеров. Причем эти предпочтения формируются средствами массового воздействия на сознание – СМИ, прежде всего, электронными, эксплуатирующими беспроигрышные темы былых военных заслуг, враждебного окружения, сакральности власти и особости богоизбранной нации.

Отсечение интеллектуальной элиты общества, происходит на дальних подступах к избирательному процессу – формированием фэйковой оппозиции с тиражируемым в разных формах протестным движением с целью дробления протеста, стимулированием амбиций лидеров оппозиции и формированием, в итоге, индифферентных настроений у интеллектуальной элиты.

Итог этого процесса – формирование устойчивой группы голосующих граждан с «правильными» взглядами и вывод в маргинальную область интеллектуальной элиты. Ситуация может быть законсервирована сколь угодно долго при способности административной элиты поддерживать относительно приемлемый уровень достатка голосующей части населения, желательно, с периодическим видимым его улучшением (индексация пенсий и зарплат бюджетников). Все это мы наблюдаем в течение уже очень длительного времени.

Проблема административной элиты в том, что она в силу своей природы (отторжения интеллектуальной элиты и неспособности, в результате, обеспечить инновационный путь развития страны) сосредоточена на простейших видах деятельности, как в хозяйственной области, так и в политической, что неизбежно ведет страну к отставанию в развитии с нарастающим итогом.

Когда в начале 2000-х такой путь развития был принят нашим политическим руководством и страна нашла свое место на мировом рынке разделения труда, как, в основном, источник сырья, это хорошо вписывалось в общую картину мировой экономики и давало шанс нам, используя вдруг упавший на страну золотой дождь, дать импульс не сырьевым отраслям и инновационному развитию. Вхождение России в общемировые политические процессы (большая восьмерка, совет Европы, совет Россия – НАТО и другие) позволяло обеспечить предсказуемость глобального политического процесса, который был нарушен в 2008-м конфликтом с Грузией и усугублен последующими событиями.

С тех пор много чего произошло и мы получили политику нефте и газо замещения на западе, формирование потребления энергоресурсов в обход нашей страны. Наши попытки привлечь в конфронтацию Китай не соответствовали его интересам, т.к. в основе его политики лежат экономические интересы с необходимостью сохранять рынки сбыта этой мировой фабрики.

Результат – видимое ухудшение положения голосующей части населения (как, впрочем, и всего остального, включая административную элиту), которое создает предпосылки для трансформации взглядов этой части населения в сторону нелояльности политическому руководству. Этот процесс, конечно, пытаются остановить усилением влияния СМИ и его радикализацией (это хорошо видно по риторике рупоров административной элиты – Жириновского, Соловьева и др.), так же, как и радикализацией оппозиционного движения, часть которого, скорее всего, координируется административной элитой.

Если исходить из маркетизации политического процесса, то, скорее всего, административная элита будет вынуждена (в силу неэффективности продолжения информационной обработки населения) прийти к необходимости изменений в политическом курсе и формированию социальных лифтов в обществе. Видимыми признаками таких сдвигов могут быть появление новых оппозиционных лидеров или смена риторики наших рупоров. Поскольку последнего пока не происходит и, напротив, такая риторика становится все более агрессивной, возможен первый вариант – новые оппозиционные лидеры.

Этот процесс мы сейчас как раз и наблюдаем. Что же со всем этим делать нам – людям, искренне желающим возврата страны к добрососедским отношениям и построению современной экономики, ориентированной на поиск своей ниши на интеллектуальном рынке разделения труда? Думаю, надо принять предложенные правила игры, т.к., в этом случае интересы административной и интеллектуальной элит, как ни странно, совпадают. Не принять этого тренда нельзя по одной простой причине – альтернатива – экономический крах страны со всеми последствиями революционного процесса. Думаю, мы близки сейчас к тому, чтобы получить уже на ближайших выборах новый тренд развития, связанный с достаточно радикальными (видимыми, во всяком случае) изменениями в административной элите и, как итог, возврата к нормальному пути развития. Жаль, конечно, растраченных возможностей тучных лет, но это, пожалуй, лучшее, что сейчас можно придумать для страны, зашедшей в тупик, обладающей серьезным ядерным потенциалом и, все еще, непредсказуемостью.

И еще, маркетизация политики в незрелых обществах очень опасна, но есть и такое явление, как маркетизация других сфер его жизни – культуры, например. В результате этого процесса вряд ли можно ожидать появления и востребованности новых гениев от литературы, музыки, живописи и кинематографа. Скорее всего, эти процессы приведут нас к массовой культуре, только в отличие от описанных выше политических процессов это не помешает обществу жить, т.к. само существование культуры для интеллектуалов не будет подвержено опасности исчезновения, а будет культивироваться в соответствующей среде с возможностью соприкосновения и перетекания из одной среды в другую.
Знали бы отцы маркетинга куда он нас заведет!!!