Будет ли в России флот?

Генеральный директор ООО "ИнтерКонсалт", кандидат экономических наук.

 

 В статье "Речные пароходства получат субсидии на покупку и строительство судов" http://konkir.ru/news/rechnye-parohodstva-poluchat-subsidii-na-pokupku-i... обращают на себя внимание некоторые недостатки.

Постараюсь быть оптимистом. Принятое Постановление Правительства РФ от 27.04.2017 года №502 свидетельствует об озабоченности руководства страны и отрасли о состоянии пассажирского, грузового и технического флота, который давно уже находится в запредельно неприемлемом состоянии (вспомним "Булгарию" и 90% износ технического флота).

Приведут ли эти меры к улучшению положения дел? Не быстро и не радикально, но, скорее всего, да. Каковы побочные эффекты? Я пока вижу два. Первый. Получение субсидий связано с процедурой заключения договоров с министерством промышленности и торговли и, следовательно, участием чиновников в процессе принятия решения о предоставлении субсидии. Из этого следует, что планирование сделки на ранних этапах будет осложнено неопределенностью о результатах рассмотрения заявления о предоставлении субсидии и соответствующего проекта договора.

Кроме того, для того, чтобы такой договор предложить министерству нужны определенные условия, а именно, документальное подтверждение вывода утилизируемого судна из эксплуатации. Это означает, что небольшие компании не смогут воспользоваться новым механизмом, т.к. период строительства нового судна занимает не один год, а вывод из эксплуатации судна, если оно, например единственное или одно из небольшого количества, имеющихся в компании приведет к серьезным убыткам или даже банкротству компании.

Т.о., предлагаемым механизмом смогут воспользоваться только крупные компании, для которых вывод из эксплуатации одного судна будет не существенным. Есть, правда, в тексте Постановления оговоренная возможность покупки готового судна, но кто будет заказчиком на его строительство совершенно не понятно. Думаю, мы имеем дело с типичным нормативным актом, направленным на укрепление крупных компаний и ослабление мелких. Ну и, конечно, любое законодательство или иное нормативное регулирование не прямого действия всегда порождает коррупционные возможности и разрастание управленческого аппарата.

Если обратиться к опыту развитых стран, то можно отметить, что они стимулируют судостроение (и не только) регулированием налогообложения, в частности, в ЕС - регулированием наиболее весомого налога - налога на добавленную стоимость. И это при том, что у них нет проблем с привлечением заемных средств на весьма щадящих условиях (ставка ЕЦБ сейчас 0%, т.е. заемные средства доступны по ставке 3-4%).

Поэтому европейский речной флот более современный и безопасный со средним возрастом в три раза меньшим, чем возраст нашего флота. А если говорить о морском круизном флоте, то здесь и сравнивать нечего - у нас его, практически, нет. 70% тоннажа современного морского круизного флота эксплуатируются тремя компаниями и все они - североамериканские.

Поэтому, внимание, обращенное на проблемы судостроения абсолютно оправдано, но предложенный механизм имеет описанные выше недостатки.