Формирование системы обеспечения экономической безопасности

Кандидат экономических наук.
«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого».
Высшая школа государственного и финансового управления.
Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли.

Вряд ли кто-то будет оспаривать мнение о том, что обеспечение экономической безопасности относится к числу важнейших национальных приоритетов любого государства.
Всемирный опыт показывает, что именно обеспечение экономической безопасности и является гарантией независимости государства, условие его стабильности и эффективность жизнедеятельности всего общества.

Доказательством этого послужила трагедия Советского Союза. Для безопасного существования государства недостаточно иметь мощную армию, высокотехнологичную оборонную промышленность, летать в космос. Возьмем пример Японии, которая согласно Конституции, принятой в  1947 году, запрещает иметь армию и применять военную силу как средство решения международных споров, стала за 70 лет экономическим гигантом, но получила прозвище «политический карлик с большим кошельком», получив это прозвище за отсутствие военно-политического влияния. Обязательным является наличие многих экономических слагаемых. Необходимо наличие отлаженного механизма экономической управляемости. Необходимо также иметь развитый сектор потребительских товаров, а также товары народного потребления  должны обладать конкурентоспособностью на мировом рынке.

Исследования в области экономической безопасности в Советском Союзе являлись закрытыми материалами. Все разработки в этой области были засекречены и носили больше прикладной характер.
Под экономической безопасностью понимались условия, обеспечивающие сохранение и развитие экономической системы СССР, а также социалистических стран, входивших в Совет Экономического Взаимопомощи. При Советской власти ничего не говорилось об экономической безопасности предприятий, регионов, организаций, т.к. считалось, что их безопасность обеспечивает государство.

В приоритете было выделение средства на развитие военно-промышленного комплекса, поддержку стран, где к власти пришел коммунистический режим. Это привело к тому, что на воспроизводство населения, особенно на повышение его благосостояния ресурсы выделялись по остаточному принципу.
На Западе в те времена начался потребительский бум. Стали появляться новые товары и услуги. А прилавки советских магазинов выглядели уныло. Население Советского Союза не могли объективно оценивать все «прелести» западной жизни.

По идеологическим причинам советский народ находился в информационном вакууме. По этой причине не была видна «изнанка» той жизни, а только красивая, яркая витрина.
Но при этом советский народ видел, что жизнь партийной номенклатуры и людей с «левыми» доходами выглядит по - другому.
В конечном итоге экономическая, идеологическая, политическая, социально-психологическая безопасность государства оказалась в корне подорвана. С 1991 года полностью развалилась огромная держава  под названием СССР.

Экономика страны оказалась в руках неграмотных экономистов. Проведение неадекватной хозяйственным условиям политики перестройки еще больше усугубило положение. Открытость экономики позволила зарубежным производителям захватить российский рынок, вследствие чего в экономике России начался резкий спад производства, который, к сожалению, еще  продолжается. Под угрозой находилась национальная безопасность России. Резкое падение уровня доходов и жизни населения представляет угрозу государственности России. Всему этому виной - состояние экономики.

1. Во времена перестройки в нашу страну стали проникать идеи экономической безопасности. Проблемы экономической безопасности страны правительством долгое время игнорировались. Предпринимались попытки создания комитетов по изучению проблем экономической безопасности (Комитет по защите экономических интересов России при Президенте [Указ  Президента РСФСР от 19.11.1991 n 222 О Комитете по защите экономических интересов Российской  Федерации при Президенте  РСФСР], Рабочая группа по экономической безопасности при Правительстве РФ), но они не имели успеха.

До середины 90-х годов прошлого века, США являлись, практически, единственной страной в мире, у которой на вооружении находилась методика и политика обеспечения экономической безопасности.

В странах Западной Европы экономическая безопасность не выделялась из общей внешнеэкономической политики.
Развитая экономика сводит роль государства (по отношению к частному капиталу) лишь к защите бизнес - активов и поддержанию среды, благоприятной для функционирования рыночной системы. Такая парадигма ставит проблему корпоративного мошенничества в западных странах на приоритетные места в системе государственного управления. Тем более учитывая определяющую роль частного капитала в процессе экономического развития этих стран.

Обязанность введения частными компаниями направленного, в том числе на противодействие корпоративному мошенничеству (комплаенса), предусмотрена принятым в 1977 г. американским законом о противодействии коррупции за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act) и британским антикоррупционным законом (UK Bribery Act) 2010 г.
Оба документа определяют и общую (единую для всех компаний) методику противодействия коррупции и мошенничеству.

При этом государство предоставляет определенные преференции компаниям, имеющим систему комплаенса, направленную не только на борьбу с корпоративным мошенничеством, но и на подкуп государственных чиновников. Наличие комплаенс - системы, а также публичная активность компании в расследовании фактов коррупции своих сотрудников могут значительно уменьшить размер наказания самой компании.