Эффективная комплаенс-система – конкурентное преимущество компании

Кандидат экономических наук.
«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого».
Высшая школа государственного и финансового управления.
Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли.

У. Черчилль говорил: «За безопасность надо платить, за её отсутствие – расплачиваться!»
«Комплаенс» – в  упрощенном понимании – это контроль. Контроль за выполнением на предприятии требований российского законодательства, а также локальных актов организации.
Частью комплаенс-системы предприятия является anti-fraud — борьба с мошенничеством. Полное закрытие внутреннего периметра предприятия от внутренних и внешних посягательств.

Это – один из важнейших принципов ведения бизнеса.
Уровень нефинансовых рисков постоянно растет и, в связи с этим, постоянно увеличивается ценность комплаенс - функции для любого предприятия.
Противодействием мошенничеству в компаниях занимаются многие: служба безопасности, служба внутреннего аудита, контрольно – ревизионное управление, внешние консультанты. Каждый из них смотрит на проблему со своей точки зрения, не решая ее системно. В результате неслаженные, а порой и разнонаправленные действия отдельных служб действительно приводят к тому, что их работа в какой-то момент начинает мешать нормальным деловым процессам  и постепенно ведет к разрушению компании.
Комплаенс - важное звено системы корпоративного управления предприятием в целом.

Комплаенс выполняется на двух уровнях.
Во-первых – соответствие внешним правилам, которые обязана выполнять организация в целом.
Во-вторых – соответствие требованиям системы внутреннего контроля, которые устанавливаются с целью обеспечения выполнения внешних требований. 

Введение на предприятии должности комплаенс - контролера (100 000 рублей).
Комплаенс-контролер работает с менеджментом и сотрудниками организации с целью выявления и управления рисками.
Главной задачей комплаенс-контролера является обеспечение создания в организации системы внутреннего контроля, которая адекватно измеряет и управляет рисками, с которыми сталкивается организация. 

Главной обязанностью комплаенс-контролера является осуществление внутри организации эффективной поддержки деятельности бизнес-функций для соблюдения соответствующих законов, требований внешних и внутренних нормативных документов. Контроль за деятельностью СБ, ВА, КРС, НR- службы.
В итоге руководство компании имеет информацию о возникающих и потенциальных комплаенс-рисках. Как следствие – минимизация финансовых, имиджевых потерь компании.