Актуальность создания комплаенс-системы.

Кандидат экономических наук.
«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого».
Высшая школа государственного и финансового управления.
Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли.

Как уже было сказано в предыдущей публикации, самое слабое звено в структуре безопасности – это человек. Можно создать надежную систему защиты и написать очень подробные инструкции по безопасности, однако халатное обращение сотрудников с важными сведениями, их доверчивость и беспечное поведение способны свести на нет все усилия.
К сожалению, следует отметить, что примерно 80 % проблем, связанных с нарушением безопасности хозяйствующего субъекта, являются результатом саботажа, умышленного хищения и неосторожности сотрудников компании.

Для полноценного обеспечения безопасности предприятия, необходимо разработать глубоко продуманную политику.
В настоящее время, все больше международных и российских компаний приходят к осознанию актуальности комплаенс. Сегодня это – один из важнейших принципов ведения бизнеса.

Уровень нефинансовых рисков постоянно растет и, в связи с этим, постоянно увеличивается ценность комплаенс-функции для любого предприятия. Руководство компании должно иметь информацию о возникающих и потенциальных комплаенс-рисках.

Одной из функциональных задач комплаенса является внедрение в организацию:
- комплаенс–политики;
-  методологии оценки комплаенс–рисков;
- правил информационного обмена между подразделениями для эффективного управления комплаенс-рисками;
- политики и процедур соответствия деятельности организации и ее внутренних документов действующему законодательству;
- кодексов этики и др.

В задачи комплаенса также входит осуществление регулярного мониторинга и оценки комплаенс-рисков организации.
В российском законодательстве нет официального определения данной функции, в связи с чем у делового сообщества ещё не сложилось её единого понимания, но при этом, комплаенс - неотъемлемый элемент в управлении предприятием.

За рубежом комплаенс - контролю присваивается статус самостоятельного направления в системе внутреннего контроля, а комплаенс - функция выводится в отдельное подразделение, которое, находясь в системе внутреннего контроля, неподотчетно подразделению внутреннего контроля.

Комплаенс должен создать для компании дополнительную систему контроля, включая предупредительные и направленные на выявление совершенных нарушений процедуры и обучающие программы. Комплаенс обеспечивает основу контроля любой организации. Он рассматривается как обязательная составляющая системы управления, Важнейших частей которой является система внутреннего контроля.

Сотрудничество комплаенс-контроля с бизнес-подразделениями обеспечивает на раннем этапе выявление и минимизацию либо устранение комплаенс-рисков .
В качестве основного объекта системы комплаенс-контроля рассматриваются следующие комплаенс риски:
- Нарушения принципов комплаенс-контроля в области регуляторных стандартов;
- Комплаенс нарушения при финансовых манипуляциях;
- Нарушение норм комплаенс-контроля в следствие служебных злоупотреблений или коррупционных действий;
- Нарушение норм комплаенс-контроля в следствие результате непрофессионализма и некомпетентности сотрудников;
- Нарушение норм комплаенс-контроля в процессе рейдерских захватов, хищений и других противоправных воздействий извне;
- Комплаенс-риски при возникновении угрозы бизнес-репутации, финансовой несостоятельности и др.

Под воздействием вышеперечисленных факторов возникают комплаенс-риски потерь следующего характера:
- Материальные;
- Временные;
- Стоимостные;
- Интеллектуальные;
- Информационные;
- Трудовые;
- Специальные разновидности потерь (ущерб жизни и здоровью людей, природе, экологии, репутации предприятия).

Также могут реализоваться и юридические риски, например, если компания является  кредитозаемщиком.
Функционал комплаенса тесно связан с определенными направлениями работы подразделений внутреннего контроля, финансового мониторинга, юридической службы, подразделения операционных рисков и службы персонала.
Комплаенс является важным звеном системы корпоративного управления предприятием в целом.

Резюмируя все вышесказанное, отметим, что:
- комплаенс-система - это часть системы внутреннего контроля и системы управления предприятия;
- комплаенс-система - это комплекс встроенных в бизнес-процессы предприятия  видов контроля в разрезе людей, технических средств и документов в целях соблюдения внешних и внутренних требований;
- уровень комплаенса любой организации всегда превышает нулевой уровень, но при этом никогда не сможет достигнуть  100%-ной отметки.

При построении комплаенс системы на предприятии необходимо помнить о том, что ее необходимо  органично вписать в структуру компании.