Закупки. Что сказал Верховный Суд. Часть первая

28 июня 2017 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации утвержден «ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД». Думается, данный документ будет иметь большое практическое значение. И суд и ФАС при принятии решений должны руководствоваться позицией Верховного Суда.

Итак, первая часть обзора:
Заключение государственного (муниципального) контракта.

Отметим основные, на наш взгляд положения:
1. Верховный суд подчеркнул, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
И тут заказчикам надо проявить недюжинную смекалку и одновременно так описать и обосновать свои требования к характеристикам товаров, чтоб купить именно то что нужно и при этом не ограничить число участников закупки.

Интересно дословно процитировать Верховный Суд: «Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)».

Верховный суд вспомнил об основных принципах контрактной системы. Особо отмечены принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), которые должны соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

В Обзоре приведено в качестве примера два судебных дела. В одно заказчик смог обосновать необходимость конкретных специфических требований к товару, а в другом нет. Фактически сказано, можно закупать товар с необходимыми заказчику характеристиками, даже если это ограничивает число участников. Главное обосновать необходимость конкретных характеристик, т.е. хорошо подготовится к закупке.

2. При проведения двумя и более заказчиками совместных торгов под одними и теми же товарами понимаются товары, которые имеют единые родовые признаки или составляющие комплект таких товаров. Такое разъяснение дал Верховный Суд.

Под "одними и теми же товарами" в контексте указанной нормы следует понимать товары, имеющие единые родовые признаки. На примере конкретного дела: классные доски, в том числе меловые, маркерные) или составляющие комплект таких товаров ("ученический стул-парта"). А, например, такие товары, как интерактивные доски, проекторы, ноутбуки и т.п., едиными родовыми признаками не обладают.

Вывод ВС: наличие у заказчиков единой цели (в приводимом примере, по оборудованию учебных классов комплексами интерактивного и компьютерного оборудования) не является достаточным основанием для проведения ими совместного конкурса, предусмотренного частью 1 статьи 25 Закона о контрактной системе.

3. При закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Вероятно, поставлена точка в споре по данному вопросу. А то позиции судов и ФАС сходились-расходились, менялись.

Обосновал ВС свою позицию следующим: Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Такие характеристики для выполнения подрядных работ на строительство здания, должны с учетом требования части 1 статьи 743 ГК РФ, части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержаться в проектной документации. Проектной документацией определяются объем, содержание работ, в частности, архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (часть 2 статьи 48 ГрК РФ).

Отсутствие в документации информации о технических характеристиках работ, требованиях к их безопасности, результату работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

В связи с этим при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

4. При наличии законодательного запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления государственных (муниципальных) закупок участник аукциона на право заключения государственного или муниципального контракта должен представить документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке товара.

Таким подтверждением, по мнению Верховного Суда, может являться сертификат о происхождении товара, выдаваемый в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года по форме СТ-1.