О воспитании

Общественный деятель, доктор психологический наук, мастер боевых искусств, педагог, эксперт-консультант по воспитанию детей

И снова мы говорим о воспитании людей. А если учесть, что воспитание людей, начинается с детства этих людей, значит, мы снова будем говорить о воспитании детей, а через это о воспитании всего подрастающего поколения страны или стран, или мира, если хотите.

Воспитание, все понимают по-разному. Одни считают, что воспитывать, это читать нотации своему ребёнку о правилах поведения, например. Кем надо стремиться быть, с кем дружить, где учиться и т.д. Читать нотации, считают они, лучше круглосуточно. А если ребёнок не слушается, надо, считают такие родители, лишить его сладкого, развлечений, покупки новых гаджетов, прогулок, общения с друзьями. И самое главное, что бы своего ребенка «ударить побольнее» в лишении сладкого, они запрещают ему, в наказание, посещать его любимые секции и кружки. А что, пусть знает, как не слушаться родителей! Получается, довольно длинная и растянутая во времени, последовательная цепь «воспитательных мер». Жаль, что все эти меры – грубейшая педагогическая ошибка, совершаемая родителями в воспитании собственных детей. Я бы такую ошибку назвал преступлением. Подобные ошибки ведут к неприятию морально-этических ценностей одного поколения другим. И как следствие к конфликту поколений, который находит своё место и становится составной частью мелких конфликтов и глобальных катастроф.

Раньше, выше описанная цепь была короче. Раньше считалось, что воспитывать детей, значит бить их. Хлестать их ремнем, ставить в угол и раздавать подзатыльники направо и налево – так, на всякий случай. Поэтому, когда, мы спрашиваем старшее поколение, как их воспитывали, чаще всего они сразу рассказывают про то, как их били. Кстати, рассказывают об этом с удовольствием. Поскольку уверены в том, что воспитывать детей, значит бить их. А не бить, значит – не воспитывать.

А посмотрите на таких рассказчиков  внимательно! Какие у них взаимоотношения со своими собственными родителями, с собственными детьми и т.д.? И вы увидите, что в этих отношениях нет дружбы. Ведь угрозой физической расправы, настоящую дружбу не вырастишь! А без настоящей дружбы не получишь дружеской поддержки, и взаимопонимания. А снова получишь конфликт поколений и разруху в жизни и делах. Значит, это тоже педагогическая ошибка и она тоже преступна. С той лишь разницей, что результат этой ошибки, будет более жестким и наступит гораздо быстрее.

Ошибочное мнение, что воспитывать детей, значит наказывать и бить их, настолько плотно засело в прошлом и так ярко транслируется в настоящее, что порою, взрослые люди, с большим жизненным опытом и профессиональным образованием, на полном серьёзе считают, что в детстве их ни кто не воспитывал. Поскольку в детстве их не били, и не читали им нотаций. Я не раз слышал подобные выводы, сделанные известными и малоизвестными взрослыми людьми. А если расспросить их о детстве подробнее, выясняется, что в детстве их действительно никто не бил, в их детстве с ними просто разговаривали взрослые.

Оказывается, детское сознание не признает простые разговоры воспитанием. Но это было бы полбеды! Настоящая беда в том, что эти дети, становясь взрослыми, продолжают не понимать, что тот взрослый человек, беседуя с ними, когда они были детьми, выверяя каждое слово беседы, определяя темы следующих бесед, шаг за шагом воспитывал в них такую интересную личность, которой они сейчас являются. Личность получилась интересной, и это заслуга воспитателя. Воспитателя, который воспитал эту личность простыми разговорами, без нотаций, битья ремнем и лишения сладкого.

Что бы быть такому воспитателю благодарным, нужно стать взрослым, наблюдательным человеком, имеющим не детское мышление, не детский оценочный ряд, который позволит увидеть и оценить простой разговор взрослого человека с ребёнком, как воспитательный процесс, формирующий будущую личность.

Лично я за такие разговоры, и именно это, я называю правильным воспитанием. Правильным воспитательным процессом в «Стиле Белого Льва» или «Стилевым подходом к воспитательному процессу».