Режим усиленного контроля за ценами на лекарственные препараты снят

Руководитель Архангельского УФАС России.

 Продолжительное время Федеральная антимонопольная служба осуществляла контроль за ценами на лекарственные препараты в аптечных организациях хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами. Целью столь пристального внимания антимонопольного органа было предотвращение роста цен на лекарства для потребителей.

Из года в год этот контроль не ослабевал, а наоборот, только усиливался. Так, приказом ФАС России от 26.02.2015 № 107/15 территориальным органам было приказано усилить такой контроль. Во исполнение приказа территориальные органы были обязаны:

- осуществлять по обращениям граждан и организаций, а также инициативно внеплановые выездные проверки аптечных организаций в части соблюдения ими установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП), а именно проверки размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП;

- осуществлять по обращениям граждан и организаций внеплановые выездные проверки аптечных организаций в части выявления признаков злоупотребления ими доминирующим положением, а именно установления, поддержания монопольно высоких цен на лекарственные препараты, не включенные в перечень ЖНВЛП.

Кроме того, во исполнение указанного приказа доминирующие региональные аптечные организации — ГУП АО «Фармация», ООО «МедикоМ», ООО «Панацея», ООО «Ритм», ООО «Сириус Плюс», и ООО «Юнивер» ежеквартально представляли в Архангельское УФАС России сведения о фактической отпускной цене производителя ЖНВЛП, размере оптовой надбавки, фактической отпускной цене препарата, размере розничной надбавки и фактической розничной цене аптеки.

Аптеки «плакали», жаловались на большой объем информации, но ежеквартально представляли в УФАС огромные таблицы с ценами на лекарства.

Стоит отметить, что за все годы жители региона не баловали Управление жалобами на завышение цен на лекарственные препараты доминирующими аптечными сетями — имели место всего несколько заявлений, которые не нашли своего подтверждения. Представляемая ежеквартально отчетность также не показывала никаких нарушений.

Как бы то ни было, в феврале 2017 года «мучениям» аптек-доминантов пришел конец. 14.02.2017 приказом ФАС России № 148/17 приказ ФАС России от 26.02.2015 № 107/15 отменен.

Это было вызвано:

- введением иммунитета для субъектов малого предпринимательства в отношении злоупотребления ими доминирующим положением — с лета 2016 года вменить нарушение статьи 10 Закона о защите конкуренции, в т.ч. за завышение цен, им нельзя;

- исключением полномочий ФАС России по ведению реестра хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке доминирующее положение;

- осуществлением органами исполнительной власти РФ в соответствии с пунктом 9 статьи 60 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и постановлением Правительства РФ от 06.05.2015 № 434 регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП.

Что ни делается, все к лучшему.