Ряд проблем и вопросов, касающихся доступа строителей к проектному финансированию

Вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты.
Член Совета Национального объединения строителей.
Член Совета Национального объединения изыскателей и проектировщиков.
Член Совета Национального объединения организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

«К сожалению, за пределами таких крупных агломераций, как Москва, Санкт-Петербург и других городах-миллионниках, банковские структуры крайне неохотно входят в процесс взаимодействия со строительным комплексом в плане банковского финансирования и открытия эскроу-счетов. Несомненными лидерами являются ПАО «Сбербанк», банк «Открытие», а также банк ДОМ.РФ, на который мы возлагаем большие надежды, неограниченные привлечением только проектного финансирования строительных объектов и долевого строительства, но и работой с компаниями, неподходящими под данные критерии. Но в то же время существуют объективные показатели того, что даже такие серьёзные банки, как ПАО «Сбербанк» и другие крупнейшие банковские учреждения не в состоянии обеспечить необходимую системность взаимодействия за пределами названных регионов, в малых городах и удалённых от центра регионах. В первую очередь это связано с тем, что у банков отсутствует персонал, разбирающийся не только в экономической, но и в специализированной строительной тематике, а также отсутствует чёткое понимание и видение строительных процессов от начала до конца. Помимо этого, существует собственная система оценки активов строительного предприятия и строительных договоров, которая на сегодняшний момент не соответствует реальному положению дел в строительном комплексе» - отметил Антон Мороз.

Также вызывает вопрос оценка банковской сферой доходности строительных процессов и рискованности строительных контрактов и объектов. Всё это приводит к занижению предоставляемых банками возможных кредитных пакетов, к требованиям со стороны банков большего собственного финансирования строительного комплекса таких проектов и большего объёма залогов и обязательств по кредитам от учредителей и поручителей данных компаний. В свою очередь, с одной стороны это приводит к нежеланию новых и старых инвесторов участвовать в процессе строительства, а с другой – к невозможности средних и малых компаний заниматься застройкой (получить кредитное и проектное финансирование и начать строительство объектов).

«Это серьёзно волнует строительный комплекс, поскольку такими компаниями фактически застраивается основная территория Российской Федерации за пределами крупных городов и регионов. Здесь можно говорить о возможном «срыве» Послания Президента РФ в части деурбанизации. Поэтому необходимо создать отдельные нормы и ввести меры поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, которые осуществляют жилищное строительство в небольших городах и сельских поселениях. И помимо этого, нужно развивать малоэтажное и индивидуальное жилищное строительство, арендное жильё и другое, потому что на одном индустриальном домостроении увеличить объемы до 120 млн. кв. метров жилья в год мы не сможем» — заключил Антон Мороз.

Следующая проблема - это действующие документы территориального планирования, на которых основывается стратегия развития Российской Федерации.
«За счёт того, что ДТП были созданы в рамках исполнения государственных функций, непрофильных для этого, с точки зрения Министерства экономического развития, и при этом без контроля государства и общественных объединений, силами непрофессиональных структур, они оцениваются профессионалами строительного и проектного комплекса как документы крайне низкого качества. На данный момент эти документы не позволяют создать экономическую карту развития строительной отрасли и совместить в единый вектор государственные монополии по предоставлению энергоресурсов с программами развития дорожного комплекса, производственных кластеров и жилищного строительства.

Поэтому требуется пересмотр профессионалами всех документов территориального планирования, на базе которых можно будет создать региональную систему экономически обоснованного развития. И на основании полученных данных вложить денежные средства нацпроектов на первом этапе в создание обеспеченных инфраструктурой и техническими возможностями земель для дальнейшего строительства. Это позволит привлечь деньги инвесторов и застройщиков уже на основании различных форм взаимоотношений государства и бизнеса, значительно увеличить «земельный банк», приспособленный для обеспечения программ нацпроектов по жилищному строительству. При этом создать задел на ближайшие 3-4 года, чтобы выйти на те объемы строительства, которые требует от нас Президент РФ. Одним только переходом на эскроу-счета и проектное финансирование задачу жилищного строительства мы решить не сможем. Кроме того, нужно смотреть не только на уже имеющиеся проблемы, но и на необходимые пути решения для стратегии развития строительной отрасли и жилищного строительства в дальнейшем» — резюмировал Антон Мороз.