О нарушениях, выявленных при закупке аппаратов для Красноярской больницы

Юрист, специалист в сфере закупок, активист Общероссийского Народного Фронта.
Совершено более 300 обращений в антимонопольные органы и аннулированно закупок на сумму свыше четверти триллиона рублей, предотвращено хищений бюджетных средств на сумму свыше 5,7 млрд. рублей.

УФАС Красноярского края, рассмотрев 28 июля 2017 года обращение активиста ОНФ на закупку Агентства государственного заказа Красноярского края и Краевого государственного казенного учреждения  «Управление капитального строительства» на  поставку аппаратов  искусственной вентиляции легких для нужд  КГБУЗ «Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С. Карповича»  на сумму 110 844 087,53 рублей,  признала жалобу обоснованной и подтвердила  существенные нарушения свидетельствующие о "заточке" закупочной документации под определенного участника. Данные нарушения ограничивали возможность подачи заявок на поставку аппаратов ИВЛ иных производителей, не тех, под которые заказчик прописал закупочную документацию.

Из решения УФАС:
«…Комиссией было установлено, что положениями ГОСТ Р 55954-2014 не предусмотрены следующие показатели, требования, терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик аппаратов ИВЛ, использованные заказчиком в Описании объекта закупки: наличие электропривода – турбины с системой рециркуляции потока (bypass) (позиция № 3.1), диапазон скорости вращения ротора турбины от 4000 до 12000 об. /мин (позиция № 3.1.1), наличие температурного датчика на выходе газовой смеси из турбины: датчика для коррекции доставляемого дыхательного объема в соответствии с условиями BTPS (позиция № 3.1.4), время задержки срабатывания клапана выдоха не более 0,005 сек (позиция № 3.1.9), стерилизация многоразового клапана выдоха в автоклаве в собранном виде, без разборки, при температуре не менее 134 ºС (позиция № 3.1.10), наличие в пользовательском интерфейсе возможности настройки и подтверждения параметров вентиляции с помощью поворотного манипулятора (позиция № 4.3), наличие возможности мониторинга дыхательного объема, минутной вентиляции, утечек, попыток самостоятельного дыхания с помощью термоанемометрического датчика потока, многоразового, не требующего регулярной замены; метод термоанемометрии основан на расчете скорости потока по изменению температуры термопары; дистальное расположение в магистрали выдоха сокращает влияние на точность измерения избыточной влаги и частиц бронхолегочного секрета, находящихся в выдыхаемом воздухе (позиция №13).

В содержании Описания объекта закупки Комиссией было установлено отсутствие ссылки заказчика на ГОСТ Р 55954-2014, при наличии следующей формулировки: «Обоснование необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии не установленных в соответствии с законодательством о техническом регулировании, законодательством о стандартизации РФ:

Применение параметров, условных обозначений и терминологии, касающихся технических, функциональных (потребительских свойств) и качественных характеристик товара, не учтенных Техническими Регламентами Таможенного Союза и национальными стандартами обусловлено необходимостью поставки товара надлежащего качества, с параметрами в наибольшей степени удовлетворяющими потребности Заказчика».

Комиссия отмечает, что вышеуказанная формулировка, исходя из буквального ее толкования, не носит конкретный характер, следовательно, является ничтожной (не имеющей юридической силы) по причине отсутствия в ней фактического обоснования необходимости (потребности заказчика) использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся характеристик аппаратов ИВЛ, не предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации.

При этом анализ совокупности иных положений аукционной документации показал Комиссии отсутствие обоснования необходимости (потребности заказчика) использования в Описании объекта закупки других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся характеристик аппаратов ИВЛ, не предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Довод заказчика о том, что специфика характеристик, включенных в Описание объекта закупки, аппаратов ИВЛ обусловлена проектными решениями, предусмотренными проектной документацией на объект: «Реконструкция КГБУЗ «Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С. Карповича»», не подлежит признанию Комиссией в качестве состоятельного, поскольку, во-первых, указанная проектная документация не является частью документации о проведении электронного аукциона, обосновывающей необходимость (потребность заказчика) использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся характеристик аппаратов ИВЛ, не предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации, во-вторых, указанная проектная документация не является частью документации о проведении электронного аукциона, в соответствии с которой участникам закупки необходимо толковать потребность заказчика и заполнять заявку на участие в электронном аукционе.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что рассмотренные выше действия заказчика, уполномоченного органа, осуществляющего проведение электронного аукциона для нужд заказчика, выразившиеся в использовании в Описании объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся характеристик аппаратов ИВЛ, не предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации, в отсутствие надлежащего обоснования необходимости использования таких показателей, требований, условных обозначений и терминологии, не подлежит признанию надлежащим исполнением требований пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе…»

Из предписания УФАС выданного заказчику и оператору электронной площадки:
«…вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в электронном аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, о прекращении действия заявок, поданных на участие в электронном аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в электронном аукционе…
- привести документацию об электронном аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Комиссии от 28.07.2017 № 1156 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе,  дату рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дату проведения электронного аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе и дате проведения электронного аукциона.»

Подробности в решении УФАС, которое опубликовано 02 августа 2017 года на странице закупки (в разделе жалоб http://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/complaint-information.html?id=1... ) извещение №0119200000117004402  от 30 июня 2017 года.

Другие статьи на эту тему
http://konkir.ru/articles/goszakupki/fas-otvetila-chto-ne-prekratila-pri...
http://konkir.ru/articles/zhurnal-konkurenciya-i-rynok/goszakupki-v-sank...
http://konkir.ru/articles/goszakupki/komanda-fas-teper-ne-dlya-vseh