РЕШЕНИЕ по делу К–1936/14 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

порядок оценки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о внесении изменений

РЕШЕНИЕ

по делу К–1936/14 о нарушении

законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

 

25.12.2014 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «ИНТЕРДОРСТРОЙ» (далее – Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: Реконструкция автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва-Владимир - Нижний Новгород – Казань – Уфа на участке км 888 - км 901, Республика Татарстан  (номер извещения 0311100007214000247) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении  Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостным критериям оценки заявок в Конкурсной документации в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в  соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)      извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 08.12.2014;

2)      начальная (максимальная) цена контракта – 3 127 624 880 рублей;

3)      окончание срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 29.12.2014.

1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085                                        (далее – Правила оценки), «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил оценки установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В Конкурсной документации установлен, в том числе критерий оценки заявок «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».

По критерию оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» установлен показатель «Качество работы»:

«В рамках показателя «Качество работ» оценивается  соответствие описания участником размещения закупки выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик, требованиям, которые изложены в разделе 2 настоящей конкурсной документации, а именно: наличие в заявке участника конкурса развёрнутого описания качественных характеристик предстоящей работы, включающего, в том числе, описание последовательности и порядка выполнения работ, использования  научных подходов и современных технологий, полноту учёта технических требований, установленных проектом, применяемые методы, технологии и способы выполнения работ, описание применяемой в организации системы контроля качества.

При описании качества выполняемых работ участник закупки  может представить следующую информацию:

- технологические карты (схемы) на выполнение работ, указанных в ведомости объемов работ (приложение 2 к конкурсной документации) с включением схем операционного контроля качества, описания методов производства каждого отдельного этапа работ. Технологические карты (схемы) оформляются в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, обязательных при выполнении дорожных работ (такие документы указаны в приложении к проекту государственного контракта);

- используемые методы контроля качества  выполнения строительных работ, способы контроля, обеспечивающие надлежащее качество используемых строительных материалов, конструкций, изделий; меры, обеспечивающие соблюдение требований, норм и технических условий при строительстве,  применяемые организацией-участником размещения закупки;

- описание устройства и привязки временных сооружений, полевых лабораторий для организации работ по строительству, а также помещений для санитарно-бытового обслуживания работников;

- описание плана участка дороги с указанием постоянных и временных подъездных дорог, схем движения транспортных средств и механизмов, мест установки дорожных машин, путей их перемещения и зон действия, а также площадок и помещений складирования дорожных материалов с обоснованием их размеров;

- описание мероприятий по обеспечению безопасности движения и техники безопасности производства работ по строительству, включающих схему размещения информационных, предупреждающих и запрещающих временных дорожных знаков в соответствии с требованиями контракта, схему сигнального освещения на опасных участках, предлагаемую схему организации движения транзитного транспорта по участку в соответствии с требованиями ВСН 37-84;

- описание мероприятий по информированию населения через средства массовой информации об ограничении или временном прекращении движения транзитного транспорта;

- описание комплекса природоохранных мероприятий при выполнении дорожных работ, в том числе на дорожной одежде, полосе отвода и придорожной полосе.

Описание выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик оценивается в баллах:

•        описание не представлено – 0 баллов;

•        описание представлено с учётом требований проектной документации, при этом технические требования и технология выполнения работ учтены не полностью; организационно-технические предложения и методология выполнения работ не представлены или недостаточно детализированы; не представлено детальное описание системы контроля качества, применяемой в организации - 20 баллов;

•        описание составлено с учётом требований проектной документации, представлено подробное описание выполнения работ, участником закупки в полной мере учтены требования  и технология выполнения работ; представлены детализированные организационно-технические предложения и методология выполнения работ; представлено детальное описание системы контроля качества, применяемой в организации – 100 баллов».

Кроме того, в Конкурсной документации установлен критерий оценки заявок «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации».

По критерию оценки заявок «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации» установлен показатель оценки «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема»:

«Оценивается опыт выполнения  участником закупки в качестве генерального подрядчика за последние шесть лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту автомобильных дорог* и (или)  искусственных дорожных сооружений, сопоставимых с предметом конкурса (сопоставимым считается объект строительства, реконструкции или капитального ремонта автомобильной дороги* и(или) искусственного дорожного сооружения, стоимость которого составляет не менее 100%  начальной (максимальной) цены контракта, являющегося предметом настоящего конкурса).

Сведения об опыте подтверждаются предоставлением копий контрактов (договоров), заключенных ранее с организацией -  участником размещения закупки, копий разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и копий актов приемки объекта капитального строительства.

При отсутствии объектов или сведений по данному критерию, а также отсутствии документов, подтверждающих предоставленные сведения  - 0 баллов;

1 объект и более – 100 баллов».

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заявителем порядок оценки заявок по критериям оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации» не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанным критериям оценки.

Действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее - Правила).

Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок.

Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.

В пункте 11.4 проекта государственного контракта Заказчиком установлено:

«При нарушении контрактных обязательств Подрядчиком Заказчик удерживает или Подрядчик уплачивает Заказчику в порядке, предусмотренном п.11.4.19 Контракта:

Пеню*:

11.4.1. за нарушение сроков предоставления детализированного календарного графика разработки рабочей документации, производства работ и поставки материалов и оборудования, предусмотренного п. 8.4 Контракта;

11.4.2. за нарушение сроков предоставления рабочей документации и проектов производства работ, предусмотренных п. 6.2 Контракта;

11.4.3. за нарушение сроков окончания работ по Объекту;

11.4.4. за несвоевременное освобождение строительной площадки от собственной строительной техники и расходных материалов, неиспользованных материалов и оборудования;

11.4.5. за нарушение сроков выполнения отдельных видов работ по Объекту (в соответствии с Ведомостью объемов и стоимости работ), указанных в календарном графике, включая нарушение подрядчиком срока окончания работ по Объекту в текущем месяце на срок свыше 5 (пяти) календарных дней;

11.4.6. за нарушение установленных Заказчиком сроков для устранения Подрядчиком дефектов, выявленных на Объекте в период гарантийного срока;

11.4.7. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства».

Таким образом, Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации не установлен соответствующий требованиям Правил размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2,             пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ИНТЕРДОРСТРОЙ» обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 7 статьи 34, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела от 25.12.2014 № К-1936/14 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.