РЕШЕНИЕ по делу К–1880/14 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

условия допуска к закупке
ограничение количества участников путем объединения

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о внесении изменений

РЕШЕНИЕ

по делу К–1880/14 о нарушении

законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

 

17.12.2014

Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «Энергоремсервис» (далее – Заявитель) на действия КГУК «Управление капитального строительства» (далее - Заказчик), Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса строительно-монтажных, пусконаладочных работ, приобретение монтируемого оборудования по объекту «Реконструкция центральной районной больницы в с. Богучаны, Богучанский район» (номер извещения 0119200000114008124) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один объект закупки строительные работы и поставка оборудования, технологически и функционально не связанные друг с другом, что ограничивает количество участников закупки, а также установлено неправомерное требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе копии действующего регистрационного удостоверения, выданного Министерством здравоохранения Российской Федерации или Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

2. В Конкурсной документации установлено неправомерное требование о предоставлении в качестве подтверждения опыта выполнения работ контрактов исключительно с государственными и муниципальными заказчиками.

3. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе копий трудовых книжек, подтверждающих квалификацию сотрудников Заявителя, поскольку они содержат конфиденциальную информацию.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)    извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 03.12.2014;

2)    начальная (максимальная) цена контракта – 1 125 137 291 рубль;

3)    дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 24.12.2014.

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно извещению о проведении Конкурса, Конкурсной документации объектом закупки является выполнение подрядных работ по объекту «Реконструкция центральной районной больницы в с. Богучаны, Богучанский район».

При осуществлении строительства объекта «под ключ» заказчик вправе предусмотреть в документации о торгах необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.

В соответствии с Техническим заданием Конкурсной документации Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к поставке и монтажу оборудования, в том числе:

-      маммограф рентгеновский с системой компьютерной радиографии для проведения цифровых маммологических исследований;

-      операционный стол для общей хирургии и гинекологии;

-      гипсоотстойник трехступенчатый, нержавеющая сталь;

-    отделитель гипса проточный;

-      облучатель бактерицидный настенный.

На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что указанное выше оборудование, по мнению Заказчика является монтируемым оборудованием и неразрывно связано с выполнением строительно-монтажных работ, поскольку для правильного монтажа вышеуказанного оборудования необходимо проложить кабельные линии, присоединить эти линии между собой и вывести всю проводку на щиток и отдельно на автоматический выключатель, причем проводка в данном случае должна быть скрытой.

Вместе с тем, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что указанное оборудование неразрывно связано с объектом строительства и не подлежит монтажу после окончания строительства объекта.

Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки объединены строительные работы и поставка оборудования, технологически и функционально не связанные друг с другом, что ограничивает количество участников закупки.

Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один объект закупки строительные работы и поставка оборудования, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе копий действующих регистрационных удостоверений, выданных Министерством здравоохранения Российской Федерации или Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, установлено в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем, учитывая, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один объект закупки строительные работ и поставка оборудования, технологически и функционально не связанных друг с другом, требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе копии действующих регистрационных удостоверений, выданных Министерством здравоохранения Российской Федерации или Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения установлено неправомерно.

2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила), «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: «Цена контракта (в денежных единицах). (Значимость критерия: 60%). «Квалификация участника конкурса» (Значимость критерия: 40%).

По указанному критерию «Квалификация участника конкурса» установлен, в том числе показатель «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» в соответствии с которым: «Оценка по данному показателю осуществляется на основании предоставленной участником закупки информации об исполненных за последние 5 лет, предшествующих дате подачи заявок на участие в конкурсе, государственных контрактах (договорах) стоимостью каждого государственного контракта (договора) не менее 200 млн. руб.

При этом участник закупки в ранее исполненном контракте (договоре) должен был выступать в качестве генерального подрядчика на выполнение следующих видов работ:

- строительство объектов капитального строительства социальной направленности (объекты образования и/или медицины: школы, больницы, детские сады);

- реконструкция объектов капитального строительства социальной направленности (объекты образования и/или медицины: школы, больницы, детские сады).

Количество баллов присуждается в зависимости от объема ранее выполненных работ согласно следующей шкале оценки:

свыше 4 объектов – 100 баллов;

от 2 до 4 объектов – 50 баллов;

менее 2 объектов – 0 баллов.

Для подтверждения опыта выполнения работ заявка на участие в конкурсе должна содержать следующие документы по каждому из объектов:

- копии государственных контрактов или договоров;

- копии актов приемки законченного строительством объекта.

Не предоставление документов, подтверждающих опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, но является основанием для оценки по наименьшему значению показателя».

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанный порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

3. По критерию «Квалификация участника конкурса» установлен в том числе показатель «Квалификация штатных сотрудников участника закупки» в соответствии с которым: «При наличии более 150 узкоспециализированных сотрудников (инженеров, сметчиков, прорабов, электрогазосварщиков, крановщиков, каменщиков, бетонщиков, плотников, маляров, штукатуров, токарей, сантехников, электрослесарей, электромонтажников), находящихся в штате у юридического лица, являющегося участником закупки, С2=100 баллов.

При наличии от 100 до 150 узкоспециализированных сотрудников (инженеров, сметчиков, прорабов, электрогазосварщиков, крановщиков, каменщиков, бетонщиков, плотников, маляров, штукатуров, токарей, сантехников, электрослесарей, электромонтажников), находящихся в штате у юридического лица, являющегося участником закупки, С2= 50 баллов.

При наличии менее 100 узкоспециализированных сотрудников (инженеров, сметчиков, прорабов, электрогазосварщиков, крановщиков, каменщиков, бетонщиков, плотников, маляров, штукатуров, токарей, сантехников, электрослесарей, электромонтажников), находящихся в штате у юридического лица, являющегося участником закупки, С2=0 баллов.

Для подтверждения наличия сотрудников, находящихся в штате у юридического лица, являющегося участником закупки, заявка на участие в конкурсе должна содержать следующие документы:

-   копия штатного расписания;

- копии дипломов, свидетельствующих получение сотрудниками, находящимися в штате у юридического лица, являющегося участником закупки, высшего или среднего профессионального образования в сфере, относящейся к объекту закупки – только для инженеров, сметчиков и прорабов;

-  копии трудовых книжек.

Не предоставление документов, подтверждающих наличие сотрудников, находящихся в штате у юридического лица, являющегося участником закупки, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, но является основанием для оценки по наименьшему значению показателя».

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что наличие копий трудовых книжек сотрудников участников закупки, в составе заявки на участие в Конкурсе, не является обязательным. Копии трудовых книжек необходимы при оценке заявок на участие в Конкурсе в качестве подтверждения квалификации сотрудников участника закупки.

Вместе с тем, в жалобе Заявителя не содержатся доказательства, подтверждающие, что указанное требование, ограничивает количество участников закупки.

Таким образом, довод Заявителя, не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Энергоремсервис» обоснованной в части объединения в один объект закупки строительных работ и поставки оборудования, технологически и функционально не связанного друг с другом.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 17.12.2014 по делу № К-1880/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.