Золотое кольцо России

Журнал «Конкуренция и рынок» февраль 2009 №1 (41) | Татьяна Никанорова, Леонид Дружинин

У города Владимира есть все основания гордиться своей историей и ролью в становлении культуры Северо-Восточной Руси. Знаменитые Золотые ворота и Успенский и Дмитриевский соборы были возведены еще в XII веке. Во Владимире и Суздале более 400 гостиниц с ресторанами и развлекательными центрами, что делает пребывание в городе комфортным, а отдых – эмоциональным. Да, такие места заслуживают посещения. И факты доказывают, что Владимир пользуется популярностью как один из крупнейших туристических центров страны. Путешествия во Владимир и Суздаль позволяют окунуться в 1000-летнюю русскую старину, что не может не привлекать иностранных и отечественных туристов. Владимир не обделен вниманием путешественников и заслуженно считается крупнейшим туристическим центром России.

Директор департамента Владимирской области по спорту и туризму Леонид Борисенко в одном из докладов привел следующие данные: «В 2005 году Владимир и область посетили немногим более миллиона туристов, сейчас увеличение потока гостей города составляет 10% в год, соответственно, скоро мы достигнем двухмиллионного показателя».

И это только организованный турфирмами поток туристов. Много неучтенных гостей посещают Владимир самостоятельно, подтверждая притягательность Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Резонно задать вопрос о доходности туристической индустрии Владимира и о том, что является ее мотором либо тормозом.

Обратимся к информации об использовании туристского потенциала региона и о взаимопонимании между чиновниками и предпринимателями, занятыми в сфере туризма. Чем привлекает туристов Владимир? В этом городе все интересные с точки зрения туризма объекты создавались веками. Впечатляющая история Владимира неразрывно связана с православной историей России.

Горожанам было необходимо лишь сохранить наследство, с энтузиазмом демонстрировать свою любовь к городу в процессе разнообразных тематических экскурсий, обеспечить приезжих проживанием, питанием и сувенирами. В вопросе сохранения культурного наследия заметную роль сыграла Алиса Ивановна Аксенова, директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

За 45 лет подвижничества ей удалось осуществить многое. Именно она смогла объединить памятники истории и архитектуры в одну организацию и тем самым оградить их от разрушений, а также от скупки частными лицами. По мнению Алисы Ивановны, Владимиру и Суздалю необходимы охранные зоны. Например, недавно городские власти начали прокладывать в Суздале дорогу без каких-либо согласований с горожанами, а на смотровой площадке около Спасо-Евфимиевского монастыря (г. Суздаль) развернулось строительство магазина, который закроет бесценную панораму.

С каждым днем туристы становятся требовательней и разборчивее. Зарубежные поездки быстро развивают россиян. Зачастую стандартные обзорно-экскурсионные туры не представляют для них интереса. Основу поездок во Владимир и Суздаль составляют именно обзорные экскурсии, в ходе которых турист выступает пассивным слушателем и наблюдателем.

Уровень профессионализма работников отрасли явно не поспевает за возрастающими требованиями туристов к услугам. Гостиницы Владимира имеют низкую категорию, ряд их не поддается категорированию, а работники сферы обслуживания не имеют достаточного опыта работы с индивидуальными и бизнес-туристами.

Чиновники и представители туриндустрии Владимира оказались не готовы к конкуренции с аналогичными турпродуктами, предлагаемыми в других городах Центральной России. Бизнес на истории России становится очень популярным. Требуется лишь знание истории своего родного краяи умение привлечь жителей к обладанию экономикой впечатлений. Для этого важно достичь взаимопонимания между чиновниками, музейщиками и туриндустрией. Как раз этого во Владимире нет. Налицо отсутствие прогресса в координации развития туриндустрии со стороны властей, владельцев туркомпаний и музейщиков.

Несовершенная система статистического учета не позволяет управлять изменениями в отрасли. Когда не знают, на чем теряют деньги, разве можно внести инновацию!

Низкие показатели доходности туриндустрии Владимира приводят к понижению ее инвестиционной привлекательности. Как же реагирует власть Владимира на невысокую доходность городской индустрии туризма? Конечно, она не может не реагировать, когда, возвращаясь из-за границы, начинает сравнивать постановку туристического бизнеса у себя в городе с каким-либо Таиландом, Египтом и даже Чехией. Почему у них много денег и бурлит бизнес на туристах, а на глубоком русском Средневековье Владимира и Суздаля подзаработать не удается? Может, корень проблем в самой администрации Владимира?

Предлагаем вашему вниманию образчик канцеляризма, по которому можно восстановить в памяти бюрократический подход к управлению советского периода, когда предпринимательство запрещалось и изгонялось из экономики.

Из генерального плана развития города Владимира на 2006–2015 годы: «Сохранение и восстановление архитектурно-градостроительной среды исторического центра г. Владимира, обеспечение благоприятных предпосылок для улучшения туристической и инвестиционной привлекательности города, придание комфортности среде жизнедеятельности, условий социального развития городской экономики – мероприятия, разрабатывающиеся на основе и в контексте действующей Федеральной целевой программы «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002–2010 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.11.2001 г. № 815 и включающей подпрограмму «Возрождение исторического ядра г. Владимира (2005–2010 годы)». При реализации целей и задач, заложенных в программе, основным проектно-регулятивным документом является Проект охранных зон памятников истории и культуры и зон регулирования застройки г. Владимира, охраны прилегающего ландшафта и зон культурного слоя, утвержденный Решением Владимирского облисполкома от 08.12.1979 № 1226/22». (По мнению администрации города, следует преодолеть низкую занятость в сфере туризма (ныне около 1 тыс. человек). Развитие этой отрасли напрямую повлияет также на занятость в жилищно-коммунальном хозяйстве, культурно-развлекательных учреждениях, в сфере платных услуг, транспортного сервиса, дорожного хозяйства. Возникает вопрос: а за счет кого планируется увеличение занятости в данных отраслях, если квалифицированных кадров не хватает, качественные услуги предоставляются не всегда?)

«Основные направления градостроительного развития исторического центра города определяются общественно значимой ролью исторического центра как комплексного памятника русского градостроительного искусства и архитектуры, центра деловой и общественной активности, центра туризма, а следовательно, требованиями защиты, сохранения и восстановления исторической городской среды и культурно значимых элементов природного ландшафта, развития инфраструктуры и эффективного использования территории, развития представительских, культурных, досуговых функций исторического центра». (Сложно анализировать подобный пункт плана? Да, потому что много описаний, не хватает цифр и действий. На кого рассчитаны эти заклинания? Может, выскажем вслух крамольную мысль: может, этот план не для исполнения, а для «галочки» или приличия?)

Сейчас нормативно-правовое регулирование сферы туризма претерпевает бурные изменения: вышла новая редакция закона «Об основах туристской деятельности», приняты «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта», нововведением в данной сфере стали правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 № 452. Данные правила расширяют положения Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в контексте законодательства о защите прав потребителей. Контроль за их реализацией осуществляет Роспотребнадзор. Столь активный темп, с которым меняются правовые основы, усложняет работу туристических компаний.

Требуют времени для их изучения и на адаптацию к ним, что во Владимире сказалось на замедлении туристической деятельности. «А разве это не объективная причина?» – скажут чиновники. Не велика беда, если не подготовим город к большому сезону. Собственно, а куда спешить чиновникам в XXI веке?

Предлагаю рассмотреть еще одну программу развития туризма, основные направления которой реализуются сейчас во Владимире и области, а именно «Проект программы развития туризма в городе Владимире на 2006–2010 годы». Цель программы: ежедневный и возрастающий поток туристов. Задачи: 1. диверсифицировать туристскую отрасль, выделив следующие приоритетные направления развития: деловой туризм, индивидуальный туризм; 2. увеличить приток инвестиций в отрасль; 3. Повысить качество услуг в туротрасли; 4. Развить и расширить инфраструктуру туризма; 5. сформировать устойчивый имидж г. Владимира как одного из ведущих в ЦФО центров туризма. (Заметим, что цель программы, а также задачи 2 и 5 реализуются при выполнении задач 3и 4. А задача 1 – это не что иное, как расширение перечня предоставляемых услуг. Деловой и индивидуальный туризм не может противопоставляться массовому потоку туристических групп, которые составляют абсолютное большинство туристов в городе.)

В рамках реализации программы отреставрированы здания в центре Суздаля; информационные брошюры переведены на английский язык, проведены событийные мероприятия «Бабье лето в горячих ключах», «Гусиные бои», «День огурца». Срок реализации программы еще не вышел, однако с некоторыми запланированными мероприятиями чиновники и работники туристической индустрии уже опоздали. Например, не были установлены информационные баннеры на въездах в город, информация на городских сайтах не всегда появляется своевременно. Молодежь не активно вовлечена в развитие туризма во Владимирской области. (Интересно было бы узнать, как преподается краеведение в местных школах. Равнодушие к трудам и делам замечательных людей закладывается в раннем детстве. Отдайте воспитание детей в руки скучных учителей, и гарантированно получите вялых и не знающих истории Владимирской земли. Так откуда тогда возьмутся энтузиасты в индустрии гостеприимства? Равнодушные и скучные кругом плодят себе подобных. – Прим. ред.)

 

Полностью статью читайте в журнале "Конкуренция и рынок" февраль 2009 №1 (41)