Вскрывшаяся правда

Журнал «Конкуренция и рынок» июнь 2008 № 2 (38) статья «Разорение русского мужика продолжается, но перспективы – прекрасны»

Журнал «Конкуренция и рынок» уже обращался («КиР» № 2 (34) 2007) к заметной роли «Вольного экономического общества к поощрению в России земледелия и домостроительства», созданного в 1765 г. с благоволения императрицы Екатерины II. Казалось бы, чего проще: посетить, к примеру, музей и на основании его экспозиций и библиотеки собрать информацию о том, как развивалось земледелие в области, и о причинах его упадка. Никто же не рискнет псковский АПК сравнивать по продуктивности с АПК Финляндии или Дании. Жесткие реалии говорят: если не продуктивен – то Ваша конкурентоспособность низка.

Конкуренция экономик стран держится на конкурентном мышлении элит населения. У истоков Вольного экономического общества в России стояли аристократы и патриоты. Куда же делись основанные ими сельскохозяйственные музеи, собрания которых задокументировали историю развития сельского хозяйства и аграрного производства в целом или его отдельных отраслей, а также являют обществу современное состояние этой сферы материальной культуры России?

Мы мечтали увидеть экспозицию музея русского сыроварения, которую открывают портреты величайших предпринимателей Н. В. Верещагина и Д. И. Менделеева и которая рассказывает о том, как в 1865 г. в селе Отроковичи была создана первая русская артельная сыроварня.

Историю деятельности в России Вольного экономического общества кто-то старательно уничтожает, и, как следствие, сельскохозяйственные музеи разделили судьбу знаменитого русского интеллектуального центра и подлинной национальной «фабрики мысли», стремящейся привлечь мужика к настоящему прибыльному делу.

Сельскохозяйственные музеи всегда выставляют новейшую сельскохозяйственную технику и поэтому могут быть отнесены к группе технических музеев. Причиной появления сельскохозяйственных музеев стало стремление дальновидных землевладельцев, патриотичных чиновников и предпринимателей содействовать продвижению прогрессивных методов ведения сельского хозяйства. Характерной чертой подобных музеев на всем протяжении их существования являлась их исключительная ориентация на практику. Россия нуждалась в пропаганде усовершенствованных сельскохозяйственных орудий и машин, новых перспективных сельхозкультур и пород животных. Это направление в деятельности музеев являлось основным и активно поддерживалось губернскими властями. Вольное экономическое общество создало многообразные формы существования сельскохозяйственных музеев (музей – справочное бюро, вагоны-музеи, пароходы-музеи, живые музеи), которые в определенные исторические периоды служили усилению основной функции музеев и имели целью не только распространение, но и внедрение нововведений в сельском хозяйстве. Рост числа музеев совпадает с периодом стремительного роста продуктивности сельхозпредприятий и аграрных реформ в России.

Первые собрания моделей сельхозорудий и машин, почвенные, минералогические и зоологические коллекции формировались стихийно и рассматривались как необходимый элемент научных занятий членов ВЭО, а публике они стали доступны с 1803 года.

В российских губерниях в 1820–1840 гг. по образцу петербургского ВЭО создаются свои сельскохозяйственные общества, ставящие целью повышение доходности помещичьих хозяйств путем внедрения новых агрономических приемов и техники. Все они с момента открытия имели коллекции музеев для занятия членов общества, а в 1850 г. появились дополнительные «справочные депо» (Москва), «магазины-выставки» (Одесса), где населению были представлены улучшенные орудия и машины, урожайные сорта сельхозкультур. Подобные музеи открывались повсеместно при палатах государственных имуществ. В нашей стране консолидировались усилия передовых слоев общества, направленные на борьбу с низкой урожайностью и голодом. ВЭО в первой половине XIX века содействовало открытию аграрных учебных заведений, что привело к созданию новых коллекций музеев для наглядного преподавания при подготовке специалистов.

В 1859 г. с целью распространения новейшей техники и знаний (с самым деятельным участием членов ВЭО) был организован Сельскохозяйственный музей в Петербурге, а по его образцу  и сельскохозяйственные музеи в провинциальных городках, при статистических комитетах, земствах и ученых обществах и даже сельскохозяйственные отделы в комплексных музеях.

В начале XX века появился новый тип сельскохозяйственных музеев, создававшихся земствами специально для пропаганды хуторских и отрубных хозяйств. Начавшаяся в 1906 г. столыпинская реформа подкреплялась демонстрацией экспозиций и лекциями передвижных музеев-выставок и музеев наглядных пособий.

Пришедшие к власти большевики уничтожили Вольное экономическое общество. Сельскохозяйственные музеи при Домах крестьянина пытались продолжать старые традиции пропаганды аграрных нововведений, но, лишенные мощнейшего интеллектуального центра, каким было ВЭО, закрылись после создания в 1939 г. Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. После Великой Отечественной войны Государственный музей сельского хозяйства законсервировали, а в 1952 г. его коллекции передали в различные музеи и учебные заведения.

Современные чиновники из Минсельхоза, как и их предшественники, проводившие продразверстки и «коллективизацию», «лысенковщину» и кампании, подобные мелиорации песчаников или высева кукурузы в Костромской области, явно не хотят, чтобы их программы развития деревни и что самое важное их реальные дела не стали предметом исследования. Выведенные в истинном свете, эти программы, ничего кроме удручающих впечатлений, произвести не смогут – чему подтверждением низкое качество жизни россиян, трудящихся в АПК России.