Севастопольский концерт Шаляпина. Возвращение Артиста

Журнал "Конкуренция и рынок" март 2017 №1 (80) | Леонид Дружинин

Об одном благотворительном концерте Ф.И. Шаляпина, данном выдающимся артистом в Севастополе летом 1917 г., рассказывает известный петербургский шаляпинист, вице-президент МШЦ Юрий Пономаренко.

Проходя по улице Графтио (быв. Пермской), сразу обращаешь внимание, что верхние этажи дома 2Б построены в явно советском стиле. Не мог Ф.И. Шаляпин допустить такое уродство в своем петербургском доме – ведь все, к чему прикасался русский гений, становилось величественным и прекрасным. Действительно, оказалось, что два этажа надстроены в 1934 г. для студенческого профилактория.

Тот знаменитый концерт Шаляпина в Севастополе летом 1917 г. не был заурядным, поэтому спустя 100 лет памятный концерт, который решили провести все поклонники творчества Великого Артиста летом этого года в Севастополе, заслуживает серьезной подготовки и присутствия максимально большого числа зрителей.

Фактически предстоит реконструировать еще одну поездку Ф.И. Шаляпина в Крым с одной лишь целью – укрепление русского духа. Этому будет способствовать высокий туристический сезон в Крыму. Как и в 1917 г., можно ожидать ажиотажный спрос на билеты на концерты, если чиновники от культуры и концертные менеджеры в городах Крыма осознают, какая удача идет им в руки. Помимо заметной выручки от концертов и приобщения к реалистичной русской культуре жители Севастополя могут рассчитывать и на другой подарок – скульптуру Ф.И. Шаляпина по проекту скульптора А.А. Мурзина.

За год до 145-летия со дня рождения Ф.И. Шаляпина (род. 13 февраля 1873 г.) посчастливилось вместе с Ю.А. Пономаренко в очередной раз посетить петербургский музей Федора Шаляпина (филиал СПбГБУК «Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства» – «Дом-музей Ф.И. Шаляпина») и встретиться с заведующей филиалом Мариной Литюшкиной. Атмосферу гостеприимного дома Шаляпина трудом музейщиков, художников-реставраторов удалось восстановить из руин коммунальных квартир. Конечно, что-то безвозвратно утеряно, как, например, знаменитая мраморная ванна, вывезенная накануне создания музея управдомом. И все же воссозданный уголок старого Петербурга позволяет ощутить дух эпохи, усиливающийся при вслушивании в интонации голоса Ф. Шаляпина.

КиР: Межрегиональный Шаляпинский центр совместно с Бахрушинским музеем занят подготовкой концерта и выставки в память о знаменитом концерте Шаляпина в 1917 г. в Севастополе. При должной организации концерта это действо может превратиться в знаменательное событие культурной жизни Крыма и стать праздником для поклонников Федора Шаляпина во всем мире. Важно не упустить эту возможность для укрепления России в мире и объединения Русского Мира. Для увековечивания памяти пребывания Шаляпина в Севастополе там можно установить бронзовую фигуру артиста. Марина Геннадьевна, ведь сейчас таких памятников Шаляпину в Севастополе нет?

М. Л.: Памятники Шаляпину установлены в Казани, Москве и Нижнем Новгороде. Появление памятника Шаляпину в Севастополе было бы знаковым.
Ю. П.: Следует отметить, что памятника Шаляпину нет в Петербурге, что не делает чести культурной столице России.

КиР: Нам с Вами нравится концепция памятника Шаляпину, представленная на первый тур конкурса проектов памятника Ф.И. Шаляпину в Санкт-Петербурге, прошедшего с 28.12.1999 г. по 12.01.2000 г. в Выставочном центре Санкт-Петербургского Союза художников России на Большой Морской. Она была в самом углу экспозиции и не замечена жюри, как потом говорил ее председатель НХ России И.Г. Уралов.

Ю. П.: Действительно, эта скульптура воплощает образ 22-летнего уникального артиста, певца, самородка Федора Шаляпина, профессионального хориста из крестьян, получившего после прослушивания трехгодичный контракт и статус артиста русской оперы. На сцене Мариинского театра Шаляпин под руководством знаменитого трагика, артиста Александринского театра Мамонта Викторовича Дальского создал яркие образы, позволяющие заявить о появлении уникального русского дарования.


Широкая натура молодого Ф. Шаляпина проявилась и в благотворительной деятельности. Только за первый свой сезон 1895/1896 гг. он более 30 раз выступил на благотворительных концертах в пользу «недостаточных студентов», воспитанников петербургских училищ, ночлежных домов, пенсионных и прочих фондов. Впоследствии Шаляпин много выступал, перечисляя гонорар на благие нужды. Поэтому севастопольский благотворительный концерт в 1917 г. для Федора Шаляпина и тех, кто его знал, был не случайным, а, скорее, закономерным.

Вихрь революции захватил творческую натуру артиста. Он страстно желал видеть Россию свободной для творчества. Он ощущал противоречия, но летом 1917 г. еще не был готов принять решение, к которому пришел его друг С.В. Рахманинов – эмиграция из России.

КиР: В 2017 г. пройдут многочисленные конференции, на которых с разных сторон будут рассматриваться события трагедии русского народа в 1917 г. На примере водоворота событий с участием Ф. Шаляпина это можно сделать увлекательно и поучительно. И даже снять полноценный художественный фильм: калейдоскоп событий, персонажи революции, а за кадром поющий голос Шаляпина. Знаменитый севастопольский концерт Шаляпина, где он выступал в морской форме, тоже найдет место в фильме. Если наши кинематографисты еще окончательно не растеряли талант, снимая примитивные телевизионные сериалы, то они ухватились бы за фильм «Шаляпин в 1917-м». Такой фильм, если он будет честно сделан по книгам Шаляпина «Маска и душа» и «Страницы из моей жизни» и по Вашим недавно найденным материалам, соберет бόльшую кассу, чем американские фильмы с мордобоем, ворами и чудищами.

Ю. П.: Вне всяких сомнений, тем более что мы закончили формирование Шаляпинской энциклопедии, куда вошли совершенно неизвестные факты жизни и творчества Великого Артиста, а закадровое пение Шаляпина окажет сильнейшее эмоциональное воздействие на русских людей и иностранцев любого возраста. На меня лично услышанный из репродуктора-тарелки в детстве голос Шаляпина произвел неизгладимое впечатление, с тех пор он мой учитель и путеводитель в жизни.

КиР: Вы – истинные поклонники творчества Федора Ивановича, знающие до мельчайших подробностей все зигзаги его судьбы. Объясните мне и читателям журнала «Конкуренция и рынок», почему служение Шаляпина на благо России есть, благотворительные концерты есть, прославление русской культуры за рубежом есть, а памятника в Петербурге гениальному артисту – нет? Неужели до сих пор в России культура находится в руках идеологических последышей тех, кто лишил Федора Шаляпина звания Народного артиста?

Ю. П.: Похоже на то. При открытии закладного камня я слышал из уст чиновников Смольного: «А почему следует считать Шаляпина гениальным артистом?» Когда так считают высокопоставленные чиновники, заведующие культурой, не стоит удивляться отсутствию памятника Шаляпину в Петербурге. Но ведь самое интересное, что никто в открытую не выступает против Шаляпина, все «за», обещают помощь, но все на словах.

КиР: Марина Геннадьевна, может, так плачевно дело с просвещением городских чиновников обстоит из-за того, что на петербургских телевизионных каналах и на радио не услышишь звучание голоса Шаляпина? Если человек не слышал пение Шаляпина, не читал его книги, не посещал знаменитый дом в конце Каменноостровского проспекта, то как ему уверовать, что Шаляпин – гениальный русский артист?

М. Л.: О Шаляпине помнит старшее поколение, но для молодежи это имя значит что-то свое. Они черпают информацию из других источников, у них свои авторитеты. И все же… Молодые люди – не столь уж редкие посетители музея. Личность Шаляпина как человека self-made man для них привлекательна. Они пытаются понять его. А это очень ценно.

КиР: Если нет памятника Шаляпину в городе, то в чем проблема? Есть все основания считать – звучит недостаточно много.
Наш журнал не столько экономический, как считают, читая название – «Конкуренция и рынок». Конкуренция интересов, предпринимательство-творчество легко обнаруживаются в любой сфере деятельности людей (рынки). Нас больше увлекает подвижничество в популяризации выдающихся русских людей – настоящих творцов. Конечно, Ф.И. Шаляпин не только актер, но и постановщик, режиссер, бизнесмен, а следовательно – предприниматель-творец. Как всякий предприниматель в России, Шаляпин натыкался на административные препоны. Судя по всему, в императорской России препон предпринимательству было меньше, чем в СССР.

Изучение жизненного пути Шаляпина не только дает много поучительных примеров маркетологам и экономистам из музыкально-концертной сферы, но и раскрывает путь к вершинам конкурентоспособности. И он оказывается всего лишь единственным – любой талант требует «огранки» под руководством опытных наставников. Самородок должен иметь возможность проявить себя. Для этого в обществе должна культивироваться некая предпринимательская «музыкальная и певческая» культура и должны быть профессиональные школы с устойчивыми традициями (очаги культуры, научные школы, университеты и технопарки).

Интерес к Ф.И. Шаляпину в редакции журнала «Конкуренция и рынок» не случаен и не только потому, что он достиг высот во многих сферах деятельности. Когда мы с Вами обсуждаем, почему нет памятника Шаляпину в Санкт-Петербурге, наш интерес простирается намного шире, чем просто увековечивание памяти артиста.
От памятника Шаляпину у Народного дома в Александровском парке мог бы начаться туристический маршрут «Шаляпин в Петербурге» с посещением театров, ресторанов, сувенирных магазинов. При профессиональном подходе Шаляпин коммерциализируется ничуть не хуже, чем Моцарт в Австрии, Верди в Италии и Шерлок Холмс в Британии. Это непременно произойдет, если Шаляпина вырвать из цепких рук сторонников «луначарщины». Сейчас определенные круги вновь начали восхваление А.В. Луначарского, а русские люди все еще боятся произнести слова в поддержку Ф.И. Шаляпина и гениального Сергея Жарова. Живем в России, а популярную виртуозную игру на русской балалайке и гармошке, доведенную в ансамбле М.Е. Пятницкого и в оркестре В.В. Андреева, друга Шаляпина, до высшего мирового уровня, не услышишь. Почему-то русские люди перестали слушать русскую музыку и петь русские песни. Разве это не проявление конкуренции культур и идеологий? Следствием не этой ли конкуренции является стойкое нежелание властей, деятелей искусства и предпринимателей признать гений Федора Ивановича и поставить к 145-летию со дня его рождения памятник в Петербурге?



Ю. П.: Раз в Петербурге появился памятник Довлатову, властям можно бы разрешить поставить, наконец, памятник Шаляпину.

М. Л.: Идея подарить памятник Ф.И. Шаляпину Севастополю может всколыхнуть усилия и объединить деятелей искусства и предпринимателей Петербурга. Ведь дарить памятники это хорошая мировая традиция, в том числе и в Петербурге, которому тоже дарили скульптуры и мосты.

Ю. П.: Мало кто знает, что император Николай I внес деньги на создание в Лондоне памятника адмиралу Нельсону. Шаляпинский центр приветствует такой подарок Петербурга Севастополю. С Мариной Геннадьевной поможем благотворителям установить взаимодействие со скульптором А.А. Мурзиным – сыном скульптора А.А. Мурзина, продолжившим работу отца.
Готовящийся летний памятный концерт в Севастополе послужит примирению православных и атеистов, монархистов и республиканцев и, конечно, вызовет подъем патриотизма в России.

Высокий туристический сезон в Крыму позволит посетить концерты и выставку большому количество отдыхающих. Ф.И. Шаляпин всех примирит, развеселит и сделает ярыми поклонниками русского реалистического искусства. А уменьшенные копии памятника Федору Ивановичу имеют все основания стать новым крымским сувениром с хорошим коммерческим результатом. Думаю, Федор Иванович не возражал бы против такой формы популяризации своей гениальности.

КиР: Юрий Антонович, Вы подсказали властям и предпринимателям Крыма хорошую коммерческую идею. Давайте послушаем Марину Геннадьевну, сохраняющую со своими сотрудниками благожелательную атмосферу для всех поклонников Федора Ивановича, как еще можно популяризировать Шаляпина. Какие будут выставки, конференции и концерты? Какую помощь следует оказать музею по реконструкции флигеля, других дворовых построек?
Как можно развивать в доме-музее концертную, исследовательскую и издательскую деятельность? А может, настанет и такой долгожданный момент, когда в кафе при музее можно будет отведать любимые блюда Федора Ивановича? Он же был хлебосольным хозяином дома.

М. Л.: Для установки памятника в Петербурге требуется движущая сила, мощный толчок, волевой напор. Пока такая сила вокруг памятника Шаляпину не сложилась, хотя установлен закладной камень и, кажется, дважды проведен конкурс проектов.
Об истории установки памятника Федору Ивановичу могу судить лишь по письмам и документам из архива Юрия Антоновича, так как этим вопросом занимаюсь с 2014 г., когда пришла работать в дом-музей Шаляпина. Если люди будут читать Шаляпина, слушать его голос, они поймут, почувствуют, что он был за человек! Возможно, сквозь призму Шаляпина, многие поймут или переоценят свои собственные взгляды и воззрения на события 1917 г. в России. Голос Шаляпина вызовет интерес к культуре утраченной эпохи и к искусству.

Для популяризации Ф.И. Шаляпина и того реалистичного русского искусства, ярким представителем которого он был, нужно организовать конкурс оперных певцов его имени, а возможно, и фестиваль-конкурс детского вокального творчества. Такой конкурс артистов следует проводить раз в четыре-пять лет, чтобы он не накладывался на другие оперные конкурсы. Есть и другой путь – можно посвятить Шаляпину один из уже существующих оперных конкурсов. Русские басы нужно кропотливо выискивать, а затем бережно растить, воспитывать. Редкий тембр! Программу конкурса можно сделать очень интересной для зрителей.



Голос Шаляпина звучит на радио. За последние два года телевидение и радио не раз обращали свои взоры к музею: снимали сюжеты, брали интервью,писали разного рода сюжеты. К большой радости – моей и всех шаляпинистов – интерес к Шаляпину не угасает.

Важно активизировать издательскую деятельность (книги, буклеты и аудиозаписи), что позволит подрастающему поколению сделать шаг навстречу Федору Ивановичу и большому искусству. Детям сложно сразу читать «Маску и душу», но можно подготовить издание именно для детей и юношества. Наш музей завершает подготовку издания для детей. Это будет книга о личности великого артиста и человека. Нам было важно показать в том числе, каким отцом и гражданином был Федор Иванович. В конце января музей представит новые программы для детей старшего школьного возраста в формате «урок в музее». Музей обладает обширным потенциалом для этих уроков по обществоведению и экономическому развитию России 1918–1920 гг. В наших планах – пробудить у подростков внимание к этому периоду русской истории. Задача эта сложная, но выполнимая.

КиР: Марина Геннадьевна, исследовательская, издательская и концертная деятельность дома-музея, наверное, предполагает завершение реконструкции флигеля дома, гаража и еще каких-то руин, которые мы видим из окон этого кабинета?

М. Л.: Да, с издательской деятельностью у нас есть проблемы Сейчас музей может издавать что-либо только на свои средства. Таковы правила для всех государственных бюджетных учреждений культуры. К сожалению, мы сейчас не можем возобновить подарочное издание рецептов повара Шаляпина. Это реальные экономические трудности. Мы ищем спонсоров и, надеюсь, издадим и книгу рецептов, и сказки Шаляпина, которые он сам сочинял и рассказывал своим детям, и руководство по гриму и многие другие интересные материалы.

КиР: Марина Геннадьевна, русский патриот и великий артист Ф.И. Шаляпин достоин того, чтобы мы в XXI в. что-то делали для него. Какие планы у дирекции музея в связи с предстоящим в 2018 г. 145-летием Федора Ивановича?

М. Л.: Возможно, с осени этого года начнется частичная реконструкция флигеля, ремонт подвала. В будущем нам предстоит решить вопрос с двумя разрушенными строениями, что позволит благоустроить двор и использовать его как открытую летнюю площадку. Это как раз те, как Вы сказали, «живописные руины». Сложно прогнозировать, на сколько лет растянется эта «история».

КиР: Широкая благотворительная деятельность Шаляпина подсказывает, как найти деньги на реконструкцию двора и расширение концертной деятельности музея. Ведь Вы не будете возражать, если дом-музей Шаляпина станет заметным очагом культурной жизни Петербурга?

М. Л.: Расширение возможностей, не только за счет увеличения используемых площадей (в декабре 2014 г. мы открыли концертно-выставочный зал на первом этаже дома площадью 119,5 кв. м), но и за счет разноплановой программы мероприятий, позволило увеличить поток посетителей в музей. Сейчас у нас представлено несколько театральных проектов. Они пользуются спросом. У молодых артистов есть потребность выступать. Они пришли к нам в музей и привели с собой свою публику, в большей степени это молодежь. И это отрадно.

КиР: Юрий Антонович, а что Вы предлагаете еще сделать для популяризации Ф.И. Шаляпина и этого музея?

Ю. П.: Популяризацией Ф.И. Шаляпина занимается Шаляпинское общество, имеющее множество отделений в России, а также в Японии и США (Бостон).

М. Л.: Общество друзей Шаляпина работает очень активно и самоотверженно, осуществляя различные проекты, привлекая людей и удерживая их.
Наш музей собирает всех людей, которым дороги Федор Иванович и реалистичная русская культура, но мы понимаем ограниченность своих ресурсов, в том числе и людских.

КиР: Исследуя особенности русского стиля мышления и причины некоторых наших поражений, приходится констатировать справедливость заявлений иностранных дипломатов, сделанных еще в XVIII в.: русские люди плохо солидаризируются. Так было при Петре I, и особенно после его смерти. В этом корень причин нашей низкой конкурентоспособности на мировых рынках и многих внутренних бед. Разве не поэтому до сих пор нет памятника Шаляпину в Петербурге?
Шаляпин совей игрой и пением сумел найти путь к русской душе и заставлял ее трепетать и подниматься вместе с ним к высотам служения России.
Сейчас Шаляпин очень нужен народу. Благотворители могли бы помочь осуществлению многих планов петербургского музея Шаляпина.

М. Л.: Я призываю всех, для кого имя русского великого певца значимо, не остаться в стороне, поддержать письмами, другими инициативами проект установки памятника в Санкт-Петербурге. Это будет красивое событие в год 145-летия со дня рождения.

Ю. П.: Любовь Казарновская, знаменитая оперная певица, поддержавшая фестиваль «Провинция – душа России», отмечает: «Какое чудо и красота открываются всем нам – это как драгоценную икону оттирать от черноты и копоти времен! Сколько чудесных, выдающихся талантов трудилось на ниве искусства и культуры страны – имена очень известные, подчас незаслуженно забытые, подчас несправедливо попираемые чьим-то жестким росчерком пера…

Я думаю, что осознание своей миссии, роли в этой жизни приходит с годами труда и духовного профессионального служения. Не эго свое воспевать, прикрываясь патриотическими высказываниями, выколачивать деньги и почетные звания, а на деле служить России, осознавая ее особую духовную роль в мировой культуре. Именно это и сподвигло меня на организацию данного фестиваля, осуществляемого на полном энтузиазме всех участвующих. Нам не нужен «грохот имен», приезжающих в Россию за огромными гонорарами. Нам нужны таланты, и наша задача показать, что в России есть преемственность поколений, продолжающих великие традиции великой культуры. Надо просто протянуть им руку помощи и научить ощущать генетическую связь с духовными наработками их замечательных предшественников, научить их служению своему делу и рассказать о талантах, сплошь и рядом населявших нашу страну и прославивших ее культурную силу и мощь!»

Шаляпина хорошо понимают в русской провинции. Его не любят в столицах. Шаляпинское общество создано для популяризации имени Шаляпина, помощи фестивалям и музеям. Мы свою задачу выполняем.
Однако в Петербурге дело с популяризацией Федора Ивановича организовано хуже, чем где бы то ни было. Не прошло ни одной научной конференции о роли Ф.И. Шаляпина в культуре и развитии искусств в Петербурге. В музее ни разу не прошли «Шаляпинские чтения», приуроченные к юбилею Шаляпина и его многочисленных друзей: актеров, художников, музыкантов, поэтов, писателей и ученых.

В Казани, в музее М. Горького, ежегодно проводились «Шаляпинские чтения». Сейчас раз в четыре года в Казани проводится Шаляпинский оперный фестиваль, куда съезжаются артисты из разных стран. А почему иногда не проводить такой фестиваль в Петербурге, Иркутске, Хабаровске, Крыму?
Когда Комитет по культуре возглавляла артистка Е. Драпеко, я пришел к ней, и она идею Шаляпинского фестиваля в Петербурге поддержала. У меня есть бумага с ее подписью… Но дальше чиновникам от культуры в Петербурге надо работать, чтобы такой фестиваль состоялся. Однако без любви к творчеству и личности Федора Ивановича дело стопорится.

Шаляпинисты собрали массу сведений о жизни актера, получается книга «Неизвестный Шаляпин». Ее надо издать, а денег на это нет.

КиР: В мире принято создавать восковые фигуры знаменитых людей. Некоторых даже при жизни изображают в виде восковой фигуры. Восковая фигура Шаляпина в России есть?

М. Л.: Нет.

КиР: Марина Геннадьевна, а такая фигура Федора Ивановича могла бы появиться в музее?
М. Л.: Нет.

КиР: Почему?
М. Л.: Восковые фигуры – для восковых музеев. У нас – живой дух, память эпохи.

КиР: Мало созерцать вещи и портреты. Актер мог бы прилечь на диване или сидеть за роялем. Могло бы быть и объемное голографическое изображение…
М. Л.: Это несколько другие ощущения. Нет, этого в нашем музее не будет.
Ю. П.: Подготовлена книга «Беседы с Шаляпиным», в которой Федор Иванович говорит, как нужно учить молодежь, как воспитывать ее патриотичной. По крупицам собраны материалы с первого дня его пребывания в Петербурге до смерти в Париже. Можно издать. Кто это сделает? Мне говорят: «Дайте деньги – издадим». Кругом торгашеский дух.

КиР: Юрий Антонович, если бы у музея были деньги на издательскую деятельность, то после редактуры рукописи он мог бы эту книгу издать?
Ю. П.: К музею надо прикрепить большого спонсора, тогда дело тронется с места.

КиР: Прикреплять может и верховная власть, и энтузиасты Шаляпинского общества. Главное разбудить любовь к Федору Ивановичу. Что для этого еще будет делаться в музее в 2017 г.?
М. Л.: Летом 2017 г. в музее откроется выставка «Артист и власть. Ф.И. Шаляпин после 1917 г.». 12 февраля приглашаю в музей отметить очередной день рождения Ф.И. Шаляпина. Будет интересная программа: специальная экскурсия-воспоминание, концерт в честь Шаляпина.

КиР: Спасибо за разговор и приглашение. Желаем Вам исполнения всех планов и достижения поставленных целей.

Уверен, Ф.И. Шаляпин может объединить русских людей, способствовать пробуждению у них солидаризации и чувства важности служения России.
И, конечно, успеха в проведении памятного концерта в Севастополе.