Предприниматель-патриот против великого князя

«Конкуренция и рынок» октябрь 2005 №3 (27) |Дмитрий Митюрин

 

ЭНТУЗИАСТ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Михаил Владимирович Шидловский родился в 1856 г.в старинной дворянской семье в Воронежской губернии. Окончив Морской кадетский корпус, он получил офицерское звание и принял участие в кругосветном плавании на клипере «Пластун». Знакомство с дальними городами и странами существенно расширило его кругозор. Со времен Петра Великого флотские офицеры отличались большей образованностью и инициативностью по сравнению с армейскими. Если же говорить о выпускниках Морского кадетского корпуса, то они выделялись еще и особой спайкой, всегда приходя на выручку друг другу. Флотские традиции видны в деятельности А. И. Путилова, проявились они и в наиболее важных проектах Шидловского-предпринимателя. В содружестве с бывшими гардемаринами А. В. Колчаком и И. И. Сикорским предприниматель Шидловский осуществил невероятный и грандиозный проект — создание русской дальней авиации.

Однако не станем забегать вперед и вернемся в 1870-е гг., когда лейтенант Шидловский поступает и успешно заканчивает Александровскую военно-юридическую академию. С военной службы он переходит на гражданскую, трудится в Государственной канцелярии и Министерстве финансов.

Зачем ему это понадобилось, ведь он был на хорошем счету у своего флотского начальства и лет через 20 наверняка дослужился бы до адмиральского звания? И вдруг, вместо дальних плаваний, — скучная чиновная волокита...

В конце XIX века в России наступил период протекционизма в отношении национальной промышленности, что не замедлило благотворно сказаться не только на темпах экономического роста, но и, что наиболее ценно, вызвало всплеск частной инициативы в научно-технической сфере. В России утверждался капитализм. Мог ли энергичный флотский офицер Шидловский отказаться от искушения реализоваться в наиболее увлекательном и безграничном творчестве — предпринимательстве?

Михаил Владимирович был энтузиастом и романтиком, хотя романтиком довольно расчетливым. Военная служба предполагает определенный отказ от самостоятельности, и человеку инициативному, творческому, трудно с этим смириться. Таким людям проще найти себя в бизнесе или в искусстве. Шидловский предпочел бизнес.

Однако прежде чем заняться предпринимательством, он решил основательнее изучить будущее поле

деятельности. Без знания законов, и структуры государственного аппарата, без нужных знакомств кидаться в этот омут было слишком опасно. И он изучал, набирался опыта, заводил связи, а как только почувствовал, что накопленных знаний достаточно, — ушел с государственной службы. Но ушел не в неизвестность,

а на работающее предприятие, которое требовалось вывести на качественно новый уровень.

Благодаря энергии и связям Михаила Владимировича основанное в 1869 г. акционерное общество «Русско-Балтийский вагонный завод» («Руссобалт») стало флагманом российского и мирового машиностроения.

Начав с производства сельхозинвентаря, вагонов, в дальнейшем оно успешно освоило выпуск новой продукции — тракторов, автомобилей и самолетов. Шидловский неуклонно превращался в одного из самых влиятельных и авторитетных российских предпринимателей конца XIX века. Этот факт признавала не только широкая общественность, но и отечественная бюрократия. Он был членом Особого совещания при Министерстве финансов, а в бурном 1905 г. возглавлял специальную правительственную комиссию, много сделавшую если не для полного, то хотя бы для частичного разрешения наболевшего «рабочего вопроса». Русские предприниматели типа М. В. Шидловского были опорой тех преобразований, о которых мечтал Д. И. Менделеев и проводил П. А. Столыпин. Несмотря на разницу во взглядах на монархию, Шидловский был близок к пониманию производительных сил России, определяемых московским предпринимателем П.П. Рябушинским.

Признанием заслуг Шидловского<бизнесмена стало присвоение ему чина действительного статского советника и включение в состав Совещания при министре финансов. О степени доверия к Шидловскому-бизнесмену свидетельствует и тот факт, что в числе акционеров «Руссобалта» значились многие члены императорской семьи и влиятельные сановники, в том числе и военный министр В. А. Сухомлинов.

Конечно, столь влиятельные знакомства обеспечивали известные «преференции». Но даже многочисленные знакомства Шидловского далеко не всегда позволяли ему лоббировать проекты, сулящие бесспорную пользу России. Не стоит сбрасывать со счетов возможности иностранцев, стремящихся не выпускать из своих рук контроль финансовых потоков России. Лозунг «Деньги не признают границ» верен во все времена.

 

Полностью статью читайте в журнале «Конкуренция и рынок» октябрь 2005 №3 (27)