Ожидания перед форумом

(в статье: Культурное наследие – это обуза или источник процветания?) Журнал «Конкуренция и рынок» декабрь 2015 №6 (73) | Леонид Дружинин

Члену редакционного совета журнала «Конкуренция и рынок», известному радиоведущему «Петербургского исторического клуба» профессору Андрею Вассоевичу удалось побеседовать с руководителем Управления Минкульта по СЗФО РФ Сергеем Булавским на тему предстоящего культурного форума.

А. В.: Сергей Валентинович, завершающим событием 2015 г. станет проведение IV Санкт-Петербургского международного культурного форума. Форум привлечет дополнительное внимание к России и Петербургу во всем мире. Как Вы, Сергей Валентинович, на сегодняшний день оцениваете подготовку к этому важному мероприятию?

С. Б.: Сейчас ведется достаточно широкомасштабная подготовка. Насколько я знаю, компания, которая выиграла конкурс на подготовку непосредственно основных мероприятий форума, проводит активную работу в Государственном Эрмитаже. Эта работа направлена как на оформление, так и на формирование основного состава экспозиций, а также на подготовку всего мероприятия в целом. К сожалению, на сегодняшний день я не владею информацией обо всех площадках предстоящего форума. Но рекламная кампания этого мероприятия уже набирает ход, поскольку остается не так много времени.

 

А. В.: Вы полагаете, что к необходимому сроку все будет подготовлено достаточно хорошо?

С. Б.: Без сомнения, к необходимому сроку все намеченные мероприятия будут подготовлены на должном уровне, что, надеюсь, позволит удовлетворить ожидания, возложенные на форум. Насколько я знаю, в его рамках будут проведены конференции, круглые столы, выставки, мастер-классы и другие мероприятия, разделенные на четыре основных потока – официальный, деловой, образовательный и общественный, будут работать различные секции.

 

А. В.: С какими целями на форум должны прийти представители субъектов СЗФО РФ?

С. Б.: Вы знаете, субъекты в Северо-Западном регионе неодинаковы: разные потребности, разные исходные ситуации... И в деле сохранения объектов культурного наследия, и в сфере развития туризма есть значительные отличия. Поэтому вопрос о субъектах носит, скажем так, достаточно субъективный характер. Каждый руководитель, каждый представитель любого субъекта Северо-Западного округа может определиться самостоятельно и прийти на форум со своими животрепещущими проблемами и вопросами.

 

А. В.: А как Вам кажется, вообще Санкт-Петербургский международный культурный форум может стать некой идеологической площадкой, которая будет формировать нацеленность общества на сохранение памятников истории культуры? То есть, по сути дела, содействовать тому, о чем когда-то мечтал академик Д.С. Лихачев?

С. Б.: Мероприятия такого уровня всегда имеют какую-то идеологическую составляющую. И я даже не сомневаюсь, что в работе форума, о котором мы сегодня говорим, будут обсуждаться и намечаться практические шаги по реализации проектов в различных направлениях культурной политики. Не стоит забывать, что основная тема предстоящего форума – 70-летие со дня основания ЮНЕСКО, международной гуманитарной организации, деятельность которой направлена как раз на сохранение и популяризацию культурного наследия. Одной из целей форума является сохранение и в то же время развитие российской культуры – думаю, это перекликается с идеями Дмитрия Сергеевича Лихачева, например, с его концепцией «дополнительной архитектуры», в которой выдающийся ученый ратовал за разумный компромисс старого и нового, за развитие, не иссушающее корней.

 

А. В.: Ни для кого из нас не секрет, что туризм, который в некоторых странах составляет важную часть национального дохода, всегда нацелен на ознакомление с памятниками истории культуры. Мало кто устремляется в Петербург для того, чтобы осматривать типовые современные здания, которые в Западной Европе столь же безлики, как в Восточной Европе или в Центральной Азии. В России интенсивно развивается внутренний и выездной туризм. Повышается значимость управления и использования памятников истории и культуры. Для включения памятников в оборот туриндустрии их следует, естественно, и рекламировать, и научить специалистов и предпринимателей тому, как культурное наследие можно использовать, в том числе и для получения элементарных денежных доходов. Что Вы думаете по этому поводу?

С. Б.: Дело в том, что Управление Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному округу не является неким «микроминистерством» на Северо-Западе. И у нас есть достаточно строгий, ограниченный круг вопросов и полномочий, которые нам предоставлены и в рамках которых мы действуем. Вопрос развития сферы туризма – это совсем не наша компетенция. Это компетенция Центрального аппарата Министерства культуры, расположенного в Москве, поэтому вопросы политики и развития в этой сфере, скорее, должны быть адресованы туда, в Департамент туризма и региональной политики, а в части, касающейся использования объектов культурного наследия, – в Департамент государственной охраны культурного наследия. На уровне Центрального аппарата проводятся совещания по вопросам формирования стратегии развития туризма, в которых, кстати, принимают участие и упомянутые Вами специалисты и предприниматели – например, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители туроператоров и туристических агентств... 

 

А. В.: Тогда такой вопрос. Понятно, что в идеале любой наш чиновник должен быть законопослушным человеком, действовать только в рамках закона. Как, на Ваш взгляд, надо дополнить российское законодательство, чтобы создать более благоприятные условия для реставрации памятников, для учреждения новых музеев? Как вообще сделать, чтобы в культурную сферу пришли новые частные инвестиции?

С. Б.: Давайте я постараюсь ответить на этот вопрос не полностью, но хотя бы исходя из наших полномочий и компетенций. Вы наверняка знаете, что 22 января этого года вступил в силу Федеральный закон № 315, который внес достаточно много изменений в вопросы сохранения объектов культурного наследия. Насколько я знаю, и вопрос государственно-частного партнерства тоже поднимается достаточно часто, и на сегодняшний день уже имеется как положительный, так и отрицательный опыт. Как это будет развиваться дальше, во многих случаях зависит от нормативной документации, которая должна внести соответствующие пояснения. Пояснения, разъяснения в части именно практической реализации и более четкого определения взаимоотношений сторон в деле сохранения и использования объектов культурного наследия.

 

А. В.: Многие читатели журнала «Конкуренция и рынок» недоумевают, почему в СЗФО РФ частная инициатива по сохранению культурного наследия пока не выросла до такого уровня, который мы видим в селе Вятское, в городе Мышкине Ярославской области.

С. Б.: Я думаю, в ходе запланированных мероприятий мы сможем обменяться опытом с коллегами, действующими в том числе и в Центральном Федеральном округе, – для того чтобы, возможно, какие-то передовые идеи и достижения в сфере сохранения объектов культурного наследия реализовать и у нас.

 

А. В.: А как Вам кажется, теоретически можно пригласить на IV Санкт-Петербургский международный культурный форум представителей из далекого села Вятское, из Мышкина Ярославской области, чтобы они поделились тем опытом, который многие считают очень позитивным?

С. Б.: Теоретически, конечно, это возможно. И если говорить о моем мнении, то это даже было бы желательно. Но, я думаю, что все-таки это нужно делать централизованно через организаторов форума для того, чтобы обсуждение и передачу опыта в данном вопросе как-то связать с общей логикой проведения мероприятия и, соответственно, с его регламентом. Хотя любой передовой опыт в деле сохранения культурных ценностей и объектов культурного наследия, безусловно, был бы полезен с практической точки зрения и в нашем регионе.

 

А. В.: Разрешите, задам Вам один сугубо личный вопрос в надежде получить от Вас подсказку. Так уж получается, что 27 ноября сего года мне надо будет выступать с докладом в Совете при Полномочном представителе Президента в СЗФО. И я бы хотел спросить, что, на Ваш взгляд, можно было бы порекомендовать руководителям субъектов СЗФО РФ для поддержки краеведов и региональной туриндустрии?

С. Б.: Вряд ли я могу здесь что-то рекомендовать. Краеведение, региональная политика в сфере развития туриндустрии – это не наши полномочия, не наша компетенция. Мы лишь частично осуществляем функцию госконтроля за деятельностью туроператоров, не более того. Основными же направлениями деятельности Управления Минкультуры России по СЗФО являются осуществление государственного контроля в сферах сохранения, вывоза и ввоза культурных ценностей и охраны культурного наследия. По этим направлениям мы ведем серьезную объемную работу.

 

А. В.: Спасибо за честный и откровенный ответ. Всегда приятно беседовать с чиновником, который не нарушает закон, тем более если речь идет о представителе федеральной, а не региональной власти.

Мы все, конечно, хорошо понимаем, что у нас в СЗФО нет министра туризма, как, например, в Лондоне. Однако вполне можно было бы создать даже некоммерческое партнерское предприятие, например, под названием «Серебряное кольцо», с участием представителей всех субъектов, входящих в состав нашего федерального округа, для координации всей деятельности туриндустрии. Сейчас эта работа ведется разрозненно и не дает желаемого результата – роста качества услуг. Все-таки наши соотечественники отмечают разрыв между качеством услуг за рубежом и в нашей стране. Разве может устраивать низкая доходность туриндустрии при огромном историческом и культурном наследии нашей страны, в том числе в рамках СЗФО?

С. Б.: Интересно Ваше сравнение с Лондоном. Но рискну предположить, что оно не очень-то популярно на сегодняшний день. Стоит сравнивать все-таки с другими субъектами, в том числе теми, которые расположены в СЗФО.

Попытаюсь объяснить мысль следующим образом. Если мы говорим о туризме, в частности, с использованием объектов культурного наследия, все-таки это вопрос инфраструктурный. Это вопрос органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 

А. В.: Абсолютно с Вами согласен. И все-таки, наверное, сегодня подавляющее большинство граждан нашей страны от архаических материалистических взглядов, связанных с формулой «сознание определяется бытием», переходят к пониманию того, что началу любого важного дела предшествует слово. Четкая формулировка некой задачи. И многим кажется, что проект программы IV Санкт-Петербургского международного культурного форума показал отсутствие обсуждения многих важных проблем на круглых столах этого форума. И в частности возникают некие ножницы между проблемами доходности от туриндустрии и сохранения культурно-исторического наследия.

С. Б.: У меня, честно говоря, пока не было возможности ознакомиться с проектом программы IV Санкт-Петербургского международного культурного форума и тем более не доводилось ее анализировать. Я думаю, что любые предложения и пожелания в части организации проведения его содержательной составляющей, можно и уместно было бы направить организаторам форума. И, скорее всего, имеющееся время позволит в той или иной степени учесть все направленные пожелания.

 

А. В.: Скажите, Вы лично поддержали бы проведение на форуме круглого стола на тему «Как повысить туристическую привлекательность памятников истории и культуры СЗФО РФ?»?

С. Б.: Я думаю, что саму идею мы бы, безусловно, поддержали.

А. В.: Большое спасибо за внимание, которое Вы нам уделили.