Нравственные силы

Журнал "Конкуренция и рынок" май 2017/№2 (81) Леонид Дружинин

Экономические провалы и кризисы, имеющие место в России последние 200 лет, при соответствующем анализе могут подсказать, в чем корень экономических проблем нашей страны в XXI в. Подобное исследование под силу честным аналитикам. Да только каким аршином будем мерить честность экспертов?

Спасительный след

Экономические кризисы суть рукотворное явление, и поэтому можно обнаружить авторов экономической аферы и тех пустоголовых чиновников, которые по своей глупости взялись разрушать основы народного хозяйства.
Достаточно отойти от утопии марксизма на несколько шагов в сторону, как обнаруживается большое количество добротных экспертов, указывающих, что в основе экономики лежит некая «философия здравого человеческого смысла». Утилитаризм во всех его оттенках, который ведь в основе есть не что иное, как приведенное в систему мещанское миросозерцание.

Наверное, вы не будете оспаривать, что на миросозерцание человека огромное влияние оказывают религия и прочитанные им книги. Предлагаем внимательно прочитать три книги, появившиеся благодаря кропотливому труду исследователей.



Первая книга – «Буржуа. Этюды по истории развития экономического человека» Вернера Зомбарта, – вышедшая в свет в 1913 г. В. Зомбарт проследил путь появления великана-капитализма. Этот великан, свободный от оков в безумии несется по всем странам, низвергая все, становящееся у него на пути. Попытки вернуть капитализм к разуму этических убеждений, по мнению В. Зомбарта, потерпят жалкий крах. Великан, разорвавший железные цепи древнейших религий, без сомнения, не даст себя связать шелковыми нитями веймарско-кенигсбергского учения о мудрости. Капитализм лишь ослабит рабочее законодательство, законы о защите родины и т. п.

Зомбарт думает, что в природе самого капиталистического духа заложена тенденция, стремящаяся разлагать и убивать все изнутри. Что всегда сокрушало предпринимательский дух, без которого не может существовать дух капиталистический, – это измельчание в сытое рантьерство или усвоение сеньориальных замашек.

Исследователь Зомбарт на основе многочисленных источников приходит к мысли: «Евреи при возникновении современного капитализма действовали в качестве каталитического элемента. Путы, наложенные на капиталистический дух в раннюю эпоху его развития нравами и нравственностью, были ослаблены благодаря ослаблению религиозного чувства у христианских народов и были окончательно сорваны разрывом всех связей на глубине, куда эмиграция и переселения привели как раз наиболее способных хозяйствующих субъектов».

Вторая книга – «Пора возвращаться домой! Становление капитализма в России как история экономических провалов»» Валентина Катасонова – издана в 2017 г. В качестве опытного поводыря в экономике России XIX в. В. Катасонов выбрал русского промышленника и купца Василия Кокорева, оставившего нам обширное наследие в виде книги «Экономические провалы (по воспоминаниям с 1837 года)» и многочисленные очерки и статьи.

Каков главный вектор мыслей В. Кокорева и В. Катасонова? В XIX в. петербургская бюрократия, опирающаяся на западные финансовые теории, пыталась с умным видом высокомерно учить народ. Вместе с тем все ошибки и экономические провалы (золотой рубль и ориентация на западные займы) пришлось оплачивать самому народу. Бюрократы действовали сознательно вопреки экономическим интересам России: «Заключим, в конце концов, все наши рассуждения о настоящем провале тем, что нельзя не усмотреть в действиях наших финансистов умышленного намерения затормозить саморазвитие русской жизни угнетением ее заграничными займами, образовавшимися от недозволения иметь свои денежные знаки, существование которых допущено в конституционных государствах».

Наибольшая сумма госзаимствований пришлась на период 1887–1914 гг. (94 %) и составила 14 млрд руб. золотом. После крушения династии Романовых иностранное заимствование продолжило правительство Керенского и довело долг до 18,5 млрд золотых рублей.
3 февраля 1918 г. советское правительство издало декрет, согласно которому были аннулированы все долги по внешним займам и кредитам царского и Временного правительств. Однако советская власть, также руководствуясь западной утопией – марксизмом, не смогла избежать искушения импортные поставки оплачивать золотом или сырьем, а под конец своей эпохи погрязнуть в долгах перед иностранными банками.

Похоже, поздняя советская бюрократия не сделала должные выводы из экономических провалов бюрократии царской, а значит, крах 1991 г. был закономерен.
Принцип «не доедем, но вывезем» царского министра финансов И. Вышнеградского определял экономическую политику России в течение почти 110 лет.
К сожалению, большое количество сторонников западных экономических теорий, воспитанных в советских вузах, перекочевало в Россию XXI в. Им пока неизвестен завет В.А. Кокорева: «Пора государственной мысли перестать блуждать вне своей земли, пора прекратить поиски экономических основ за пределами Отечества, засорять насильными пересадками на родную почву; пора, давно пора возвратиться домой и познать в своих людях свою силу.

Все то, что было отяготительно русскому правительству и народу, было желательно Европе, потому что всякое наше оскудение усиливало европейское влияние на Россию».
Третья книга – «Япония: экономика и бизнес» Андрея Белова, д. э. н., профессора Университета префектуры Фукуи (Япония) вышла в свет в 2017 г. Эта книга свидетельствует, что 250-летнее отсутствие международной торговли заставило японских мастеров внимательно изучать внутренний рынок, а у потребителей вырабатывались устойчивые предпочтения к продукции национального производства.



Мастерство, отточенное до уровня искусства, стало основой для появления монодзукури – уникальной японской культуры создания материальных изделий. Культура монодзукури тесно связана с религиозной и философской системой ценностей Японии и стала основой для целого ряда принципов японского менеджмента. Так, например, в местной религии синто существует представление о присутствии души и у живых, и у неживых объектов, а также о переселении душ, когда живой организм умирает, а неживой разрушается. Это порождает бережливое отношение к материалу, из которого сделано готовое изделие, а также стремление избавиться от любых излишних усилий, потерь и непостоянства в процессе производства.

В буддийской и конфуцианской системах ценностей важную роль играет вера в озарение, которого можно достигнуть путем многократного и точного повторения некоторых процедур (короткие однообразные молитвы, медитации в строго определенных позах…). На этой основе формируется представление о приоритетной важности процесса, по сравнению с результатом, совершенство исполнения и абсолютное соответствие образцу. По-видимому, это создает философскую базу для постоянных улучшений, соблюдения технологий, повышения качества.

Иностранные компании, нарушающие этику японской культуры, на рынке Японии долго не задерживаются.
Все три книги, представленные выше, свидетельствуют, что процветание экономики страны выстраивается на соблюдении неких нравственных норм, которые в каждой из стран имеют свои национальные корни и особенности.

Советский богоборческий период в России не продержался и 100 лет. Православная Русская Цивилизация выстояла под нападками сатанистов. Однако крах Российской империи и СССР следует признать закономерным, так как десятилетия отхождения элиты от этических норм толщи народа неминуемо вели к социальной напряженности в стране.
В упомянутых выше книгах представлены множественные примеры конфликта интересов бюрократии и деловых кругов при принятии решений, оказывающих влияние на образование, науку, промышленность, торговлю, транспорт и сферу услуг. Ошибочные или преднамеренно вредные решения чиновников деловые люди рано или поздно обнаруживали. Но амбиции бюрократии слишком часто оказывались выше патриотизма и даже чувства самосохранения. Как показывает исторический опыт, недостатки воспитания у некоторых представителей бюрократии с возрастом усиливаются. В мире нет процветающих государств, где система воспитания и деловая культура не основывались на нравственных принципах, которые, в свою очередь, тесно переплетались с основными религиями в государстве.

Исторический факт: к конку XIX в. в Российской империи 2/3 купцов, промышленников и фабрикантов были старообрядцами. Эти православные люди понимали, что сначала надо выстроить правильный «дом» в своей душе и в душах своих близких – тогда благоустроится и все вышнее. А если в душах и головах разруха, то разруха будет и вовне. Дух творит себе формы. Ложная иерархия ценностей всегда разрушительна. «Без меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Без Бога от любого человеческого предприятия рано или поздно не останется камня на камне. Разрушение неизбежно произойдет – либо видимо, материально, либо в душе человеческой, что не менее, а даже более страшно. Именно по этой причине часто успеху в бизнесе сопутствует опустошение души, утрата смысла жизни, отчаяние. Страсти живут в человеке независимо от внешних обстоятельств. Все дело во внутреннем духовном устройстве.

Продолжение следует.