Конкуренция нравственности

Журнал «Конкуренция и рынок» июнь 2014 № 3 (64) | Леонид Дружинин

Нам часто в жизни приходится наблюдать проявление некомпетентности, хамства, воровства и лени людей, облеченных властью, и откровенно бедных. Отчего это происходит? Отчасти из-за дурного воспитания и плохих генов, а отчасти – духовно-нравственной атмосферы, в которой они пребывают теперь.

Поиск россиянами пути к созиданию мощной и привлекательной России неизбежно подталкивает к изучению истоков Русской Цивилизации. Резкие смены пути развития в России, осуществляемые властью, неизбежно оказывают сильное воздействие не только на экономику, но и на состояние душ русских людей.

Атеизм марксизма высвободил в большевиках сатанинские силы разрушения, отклонившие Россию на десятилетия от православия, на протяжении столетий помогавшего русским людям переживать тяготы бренной жизни и готовиться к жизни вечной. Православие и выработанный свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании позволили русским людям дела достичь высот своего творчества.

Однако трагедия столкновения сторонников православия с нашествием чужих в 1917 г. до сих пор дает о себе знать в низкой продуктивности национальной промышленности и душевной неустроенности россиян. Приглашение корреспондента журнала «Конкуренция и рынок» посетить IV Ежегодную конференцию «Бизнес и православие. Созидательная роль и духовно-нравственные ценности предпринимательской деятельности в России», проводимую 30 мая 2014 г. в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре, открывало прекрасную возможность услышать диалог священнослужителей и деловых людей о том, как духовное развитие отражается на результативности деятельности предпринимателей.

Доклад В.П. Филимонова о преподобном Серафиме Вырицком, считающимся покровителем предпринимателей, создал ясное представление о православии как учении, постижение которого приводит к созданию крупного коммерческого предприятия и сохранению души человека.

Успешный петербургский предприниматель Николай Васильевич Муравьев является примером нравственного развития личности в православии. Успешный коммерсант Н.В. Муравьев на крутом изломе Русской Цивилизации, в 1917 г., принимает монашеский постриг и продолжает нести свет православия в атеистическом обществе. Преподобный Серафим Вырицкий остался в России и спасал русские души.

Согласитесь, странно, когда в современных российских экономических вузах профессора студентам говорят об успехах американских и немецких предпринимателей и ни слова о том, что коммерсанту Н.В. Муравьеву помогает успешно вести дела в России и Западной Европе. Атмосфера конференции в Александро-Невской лавре отражала наличие двух миров и мировоззрений, присутствующих в современной России: распространенного мрачного и дикого – атеистического – и умиротворенного и успешного – православного. Столь разительный контраст усилился после прослушивания слов игумена Луки (Степанова), завкафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, к.и.н., доцента, настоятеля Спасо-Преображенского Архиерейского подворья п.  Пронск Рязанской области.

Православие призывает деловых людей к социальной ответственности, и оказывается, русские люди, истосковавшиеся по душевной теплоте человеческих отношений, живо откликаются на призыв чаще обращаться к своим корням.

Не только в деловых кругах, а и в толще русского общества приходит осознание востребованности усиления влияния Русской Православной Церкви на помощь по спасению души и нравственного воспитания народа.

Лариса Коваленко, генеральный директор историко-культурного комплекса «Вятское», рассказала, как один человек, предприниматель О.А. Жаров, сумел вдохнуть жизнь в некогда богатое ярославское село Вятское. Преобразования в селе Вятское доказывают готовность русского человека увидеть красоту и желание приобщить к ней большое количество людей через создание рабочих мест и возвращение к своим историческим корням. Так как с экспериментом предпринимателя Жарова в редакции журнала «Конкуренция и рынок» были знакомы ранее, то находясь в стенах Свято-духовного центра Александро-Невской лавры, невольно задаешься вопросом, почему такие позитивные преобразования не происходят повсеместно в малых городах, в селах и деревнях. Что сдерживает труд русских людей по благоустройству России?

Из выступления Александра Лапшина, президента Группы компаний ЗАО «СП Подъем», показавшего на примере создания аграрного предприятия «Назарьевская Слобода» в Рязанской области, насколько вера в Бога продвигает все его начинания на земле. Перед нами предстал человек, у которого все как-то ладно устраивается: 700 м дороги от дома родителей до асфальтированной дороги сумел построить; упросил губернатора не закрывать школу в селе, и школа с 40 учениками сейчас работает; попросил губернатора провести газ в село, и он без каких-либо откатов это сделал. Начинал Александр Юрьевич свое аграрное предприятие 6 лет назад, имея за плечами ряд успешных проектов в Москве. Однако его потянуло к родным корням, и решил он приобрести 100 га земли в Рязанской области, чтобы пахать и сеять.

В одиночку на земле много не успеть; какой у нас деревенский мужик, российские СМИ особенно не любят распространяться, а если и говорят, то получается как-то нереалистично. Конечно, деревня у нас сейчас спивается, жизнь хиреет, молодежь стремится в города... Отчего так происходит?

Православный предприниматель А.Ю. Лапшин понимал, что без Бога не до порога, и поэтому принял решение восстановить разрушенный в советскую эпоху храм Ильи Пророка. Деревенские жители, увидев, с чего начал Лапшин, поверили, что он человек настоящий и к ним надолго. Александр Юрьевич говорил, что 2 года у него ушло на то, чтобы мужики ему поверили. «Доверие утрачено в деревне между властью и народом», – подвел итог Лапшин, объясняя состояние, в котором пребывает русская деревня.

В процессе восстановления храма православный предприниматель не только снискал доверие людей, а создал успешное аграрное хозяйство с 6000 га земли, живностью, ангарами с техникой... и молодыми специалистами. Лапшин так рассказал о чудесном открытии иконы, произошедшем на Пасху в прошлом году: «Раньше я верил в Бога, потом я понял, что Бог есть. Но недавно я видел Бога, и вот как это произошло. Как-то раз наш водитель принес старую икону, такую темную, что невозможно было разглядеть лик, на ней изображенный.

Думаю, отвезу икону в Москву, там мне ее почистят и отреставрируют. Насельница монастыря меня остановила: «Не надо реставрации. Икона сама откроется, когда придет время». Поместили мы икону в восстанавливаемый храм Ильи Пророка. Молимся... И вот на Пасху Икона открылась.

Перед нами предстал Николай Чудотворец прямо во время молитвы. Нас было восемь человек, и все мы увидели в церкви Бога в белом облачении в окружении архангелов. Бог обращался к нам... Я видел Бога собственными глазами!»

Разве можно усомниться в словах успешного православного предпринимателя А.Ю. Лапшина, когда на земле деревни Арсеньево, некогда насчитывавшей тысячи дворов, возрождается храм Ильи Пророка, и открывается красота и щедрость русской земли?

О воплощении Евангелия на практике, присущее казачеству, рассказал В.А. Павлов, директор ленинградского областного общественного фонда содействия национальному единению и согласию «Миротворец»: «Традиционное казачье воспитание молодежи оказалось востребованным и современным. При поддержке Санкт-Петербургской епархии было налажено военно-патриотическое и духовно-патриотическое воспитание молодежи. В Гатчине начала

работу православная школа, ставшая полноценной гимназией с более чем 170 учениками. Казачество неразрывно связано с Русской Православной Церковью. Современные русские казаки на себе ощущают, как постепенно приходит понимание православия к жителями некоторых деревень Гатчинского района, расположенных вблизи разрушенных церквей. Казакам видно, как с возрождения храма начинает налаживаться жизнь деревни.

Военно-патриотическое воспитание молодежи основано на традициях казачества, имеет давнюю историю и восходит к XV в. В основе ратного дела лежит сила духа. Воцерковление всех сторон жизни воина приближает его к монашеству.

Управление клинком требует собранности. Воспитание воина постоянно понуждает его к смирению. Возгордился – и ты уже проиграл. Воспитание, как и государство, держится на патриотизме, семье, вере и образовании. Враги России знают, в чем наша опора, и постоянно ее расшатывают. Воинский устав, утвержденный Александром III, удачно вписывается в воспитательный процесс молодежи и способствует развитию нашего Отечества.

Полностью материал читайте в журнале «Конкуренция и рынок» июнь 2014 № 3 (64)