Где лежат туристические деньги вашей дестинации?

Журнал «Конкуренция и рынок» июнь 2005 №2 (26) | Екатерина ПОЛЯКОВА

Ваша территория обладает впечатляющими природными ландшафтами, охотничьими угодьями, местами для рыбалки, многими историческими памятниками, церквями, монастырями, развалинами крепостей, дворцов и дворянских усадеб.

Это колоссальное национальное достояние. И этот неисчерпаемый туристический потенциал не приносит вам дохода. Почему вы миритесь со столь незавидным отношением к развитию важного сектора экономики территории — индустрии гостеприимства?

Почему полноводные потоки  туристических денег явно «проплывают» мимо непредприимчивых «владельцев» туристического потенциала территории? Журнал «Конкуренция и рынок», исследуя тему въездного туризма в России, решил узнать мнение Марко Бьянки — молодого туриста-итальянца, работавшего в крупной итальянской турфирме, о том, где теряются туристические деньги Петербурга.

— Марко, ты дважды побывал в Петербурге. Оправдались ли твои ожидания от пребывания в этом городе?

— В принципе, да. Я с детства интересуюсь историей, поэтому по итальянским меркам русскую историю тоже знаю неплохо. Конечно, о Петербурге много читал и слышал, но в основном либо искал информацию сам, либо черпал из передач телеканала «Дискавери». Впечатления от Петербурга очень яркие. Хоть я приезжал не в высокий сезон (весной и осенью), но город удалось посмотреть весь. Очень понравились Эрмитаж и Исаакиевский собор, прогулки на катере по Неве.

Ваш город очень капиталистический, много хороших баров, ресторанов, различных развлечений на хорошем уровне с вполне приемлемыми для иностранца ценами. Город красивый и очень европейский. Большого сходство с Миланом, где я сейчас живу, не нашел. Милан — город бутиков и крупных офисов, деловой центр. Санкт_Петербург — более изысканный, более царский, более изящный. Я родился в Венеции, и мне кажется, что центр Петербурга больше схож с Венецией или Флоренцией, утонченными, изысканными городами.

— Что знают о Петербурге в Милане? Достаточно ли этой информации, чтобы принять решение посетить наш город?

— В прессе и по телевидению у нас очень мало информации про Россию в целом и про Петербург в частности. Если случится что-нибудь экстренное, вроде трагических событий в Беслане, тогда мелькают сюжеты о России. Культурных или деловых новостей из Петербурга нет совсем. Конечно, если итальянец интересуется Россией, то он найдет нужную информацию, а так — знание в общих чертах, что «город очень красивый, хотелось бы съездить».

Однако для свободного посещения Петербурга иностранными туристами существует множество препятствий. Например, виза. У нас въезд во все страны, кроме США и Австралии, безвизовый, поэтому оформление визы для посещения Петербурга воспринимается как досадное препятствие, и если стоит выбор, предположим, между Россией и Мексикой, то большинство выбирает Мексику.

Хотя бы потому, что визу делать не надо. Ведь российскую визу делают неделю! А это значит, что горящую путевку в последний момент уже не взять. Второй момент — стоимость проживания. К сожалению, она не соответствует качеству обслуживания. Первый раз я приехал, забронировав билет и отель в Италии в компании «Air France», летел через Париж. Пять дней я жил в гостинице «Советская», путевка обошлась мне приблизительно в 850 евро (билет, отель с завтраком, без трансферов и экскурсий)!

Это совсем недешево. Я знаю, что посетить Петербург летом, в высокий сезон стоит очень дорого, около 4 тыс. евро!

— Раз ты был в Петербурге не в высокий сезон, то не смог увидеть белые ночи. А знаешь ли ты что_нибудь о программе «Белые дни»?

— Нет, к сожалению, ничего не знаю и даже не слышал про эту программу. Видимо, это касается посещения зимнего Петербурга? Вообще, создается представление, что российские чиновники от туризма совсем не хотят тратить деньги на такую банальную вещь, как реклама. В свое время я сам работал туристическим гидом и представителем фирмы в Тунисе и на Мальдивских островах, поэтому не понаслышке знаю, что программу мало просто создать, придумать, ее надо энергично продвигать, рекламировать, позиционировать. Продвижение на рынок требует слаженной работы многих и больших денег. Посмотрите, что сейчас будет устраивать Турция перед высоким сезоном — постоянная реклама, акции, упрощение въезда, всевозможные скидки!

— Основные деньги на поездки ты оставил в Италии, а сколько и на что потратил в Петербурге?

— Основные деньги, конечно, остались за границей. Россия на этом не заработала, это факт. В первый приезд билет купил у крупной компании «Air France», отель бронировал через итальянскую компанию «Франкороссо». Это огромная компания, у нее офисы_представительства по всему миру, но владелец и капитал итальянские. За первую неделю в Петербурге я потратил около 300 евро, в основном на питание, музеи, поездки на такси, рестораны.

Приехав в Петербург во второй раз, я снимал квартиру на Большой Конюшенной. Маленькая квартира_студия с хорошим евроремонтом и мебелью. Получалось, естественно, дешевле, чем отель, около $400 за неделю проживания. Летом эта же квартира стоила бы дороже, 500_600 евро. В Петербурге я тратил немного, в основном на жилье. Я не люблю «глупые» сувениры, поэтому купил только несколько бутылок водки и баночек икры в подарок близким. Да! Еще зажигалку с комсомольским значком для тети. В Италии очень популярны сувениры с советской символикой.

— Получается, что никакого сувенира с петербургской символикой ты не приобрел?

— Повторюсь, примитивные сувениры меня не трогают, поэтому, кроме водки и икры, я ничего не приобрел. Моя знакомая подарила для моих близких несколько сувениров, стилизованных под народные промыслы, никакой петербургской символики там нет. Я был готов приобрести хорошие качественные сувениры с истинно петербургской символикой, но их практически нет. Все либо штамповка, либо очень дорогое! Меня интересуют оригинальные, красивые сувениры, оставляющие на всю жизнь память о Петербурге, а не матрешки за 100 евро. За эти деньги я лучше куплю хорошей икры, которая у вас недорогая.

— Как и чем, по твоему мнению, можно «заманить» итальянского туриста в Петербург, да так, чтобы он хорошо потратился и приятно провел время?

— Во_первых, очень большой процент итальянских туристов, приезжающих в Санкт_Петербург, попадают сюда в рамках различных туров по Скандинавии. В Европе очень популярны туры на пароме по Балтике, в программу которых входит и северная и морская столица России — Петербург, но деньги, естественно, в городе не остаются, а попадают в руки скандинавов.

Другим мощным сдерживающим моментом я бы назвал тот факт, что Россия и Петербург практически не представлены (или представлены очень плохо) на международных туристических выставках. Сужу по выставке в Милане. Ведь иностранец должен прежде всего захотеть посетить ваш город.

Как он сможет сделать это, если для иностранца российский стенд на выставке демонстрировал только одно — искренней заинтересованности и энтузиазма у российских чиновников продвинуть туристический потенциал вашей великой страны явно не наблюдается. Я сделал такие выводы, потому что экспозиция стендов очень блеклая, отсутствуют бесплатные каталоги, карты на европейских языках, яркие, привлекающие открытки и сувениры.

На ваших туристических выставках представлены меховые солдатские шапки. Неужели в России умеют торговать только ими? На мой взгляд, причина такого «неуспеха» кроется в неумелой постановке дела на высшем уровне — российские чиновники от туризма явно «не ловят мышей», не хотят работать. И за что они получают деньги? В общем, информации о Петербурге — минимум, да и та отпугивает и отталкивает иностранца еще в собственной стране.

По опыту других стран я знаю, что обычно это «заслуга» местных чиновников, причина — полное нежелание «вложиться» в турбизнес, а потом долго получать за это законную прибыль, которую иностранные туристы приносили бы Петербургу.

Ну и проблему виз, конечно, надо учитывать. Неделя на оформление — это долго, моментально не «сорвешься» и не приедешь. Соответственно, определенный процент импульсивных туристов отпадает сразу.

Марко, ты посещал Санкт_Петербург в невысокий сезон. Как выглядит презентация Петербурга в Милане, понятно, а какие явные шероховатости ты отметил во время своего пребывания?

Скажите, как англоязычный иностранец может спокойно гулять и передвигаться по городу, если указатели на английском практически отсутствуют? Без специального сопровождения ни один турист просто не сможет выйти из отеля и уж тем более куда-либо добраться!

Российские же чиновники от туризма не спешат популяризировать города типа Великого Новгорода, Пскова или Старой Ладоги. Информации край не мало. А ехать туда — не знаю куда, без всякой надежды получить достойный прием и обслуживание — страшновато. Европейцы скорее заплатят за комфорт.

Вообще, мне непонятно, почему ваше правительство и местные власти проводят столь непрофессиональную политику в сфере туризма. Сейчас я не работаю непосредственно в турфирме, но имею отношение к индустрии гостеприимства (работаю в крупной катринговой компании) и люблю путешествовать. Санкт_Петербург неизменно вызывает у меня чувство восхищения, и я обязательно приеду в Россию еще раз. Россия обладает магией притяжения.