Где кроется корень проблем российской экономики?

Присмотритесь к состоянию современных российских технических вузов: заведующие кафедрами – преклонного возраста, именных лабораторий ведущих предприятий отрасли очень мало, а лабораторные стенды разработки 1970-х гг.

Если такой вуз не стал центром обсуждения и решения проблем отрасли, то его выпускники явно не готовы к столкновению с ними на предприятиях. Даже интересно разобраться, знают ли выпускники российских технических вузов, с кем им предстоит конкурировать в России и на мировом рынке.
Если вуз не готовит инженеров к конкуренции, то следует признать, что многие проблемы современной российской экономики закладываются в системе образования.

Конкурентоспособна ли наша молодежь на рынке труда?

Какие-то знания в вузе получить можно; а как насчет приобретения полезных навыков, если преподаватели не знают проблемы промышленности, не занимаются исследованиями и изобретательством?

Есть устойчивое мнение, что в наших технических вузах предпринимателей воспитывать некому, а выпускники, как и в советскую эпоху, - это грубо обработанные «болванки» для работы на госпредприятиях. Итог такой работы вузов – неконкурентоспособные и пребывающие в предбанкротном состоянии промышленные предприятия.

Недоработку вузов на коммерческой основе пытаются подправить различные бизнес-школы и создатели тренингов. Выпускники вузов осознают слабость своей подготовки и создают рынок послевузовского образования.

Руководитель «Бизнес-Квартиры» Владимир Кравчук согласился прокомментировать, навыки выпускников вузов и что влияет на успех в карьере.

КиР: Каковы слабые и сильные стороны современной молодежи в России?

В.К.: Наша аудитория это люди от 25 до 40 лет и старше. Недавно мы проводили курс обучения для компании, в которой возраст сотрудников составлял от 40 до 60 лет. Относительно молодежи, считаю, что основной проблемой сегодня является то, что молодые не книжки читают, а в гаджетах сидят. Некоторые молодые родители хвастают тем, что их ребенок с трех лет пользуется мобильным телефоном или планшетом. И родители считают, что это круто.

Но опыт успешных и богатых показывает, что читать книги полезнее. Я был дома у многих миллиардеров и видел шкафы книг по развитию, по обучению, по бизнесу. А у бедного человека дома стоит самый большой телевизор, который он смог себе позволить, возможно, в кредит. Вот чем отличается бедный от богатого. Это первая проблема.

Вторая проблема – питание. Оно влияет на здоровье, на общее состояние человека, соответственно, влияет на активность, на бизнес. Подсаживание на фастфуд негативно влияет на здоровье, на ресурсы человека.

Третья проблема – процесс обучения. Незаинтересованность в воспитании лидеров и профессионалов у большинства преподавателей в школах, в институтах порождают такую же незаинтересованную молодежь. У них «глаза не горят».

Поэтому мы и создали свою школу. У наших преподавателей все по-другому. Они все фанаты своего дела. Когда человек на своем месте, это работает. Мы все помним по школе, что есть просто учителя, а есть преподаватели, которые реально «прокачивают» мозги, дают предмет так, что многие ученики выбирают свой жизненный путь исходя из их предмета.  Мы помним их спустя долгие годы. Мне повезло с моими университетскими преподавателями. Я ходил за ними, буквально жил в университете. Много практики, высокий уровень. Это очень вдохновляло и мотивировало, сразу выталкивало в деятельность. Нас  учили конкретным навыкам. Вообще в Санкт-Петербурге и в Москве есть очень много хороших университетов и преподавателей. Тут больше «движухи». Как найти нужного преподавателя и наставника? Я бы подумал: «Кем я хочу стать, в какой сфере хочу быть?» Потом посмотрел бы, где учились самые успешные люди в этой области, и шел бы туда.

Вредные привычки считаю слабой стороной современной молодежи. В Советском Союзе уделялось больше внимания здоровому образу жизни. Я сам из спортивной семьи и считаю, что мне повезло. Каждый должен дружить со спортом.

Но я не люблю говорить о проблемах. Проблемы надо решать. Нужно раскрывать свой потенциал. Мы создали «Бизнес-Квартиру»  – место, где мы объединяем людей для того, чтобы они могли делать свой бизнес, по-человечески расти, развиваться.

КиР: Влияет ли современная система образования на формирование таких качеств личности, как целеустремленность и ответственность? Согласны ли Вы с тем, что сегодня система образования нацелена на то, чтобы новые поколения становились менее критичными, не имеющими своей точки зрения, а значит – легко управляемыми и удобными для власти?

В.К.: Нет такого общего понятия – «современная система образования». Я могу ее поделить на эффективную (от 2 % до 10 %) и неэффективную (все остальное). Если у наставника глаза горят, то все хорошо. Есть и целеустремленность, и ответственность, нужное развитие происходит. А если нет этого, то и слушать тебя никто не будет.

У меня в школе была преподаватель, которая ставила пятерку только в том случае,  если ты не просто выучил материал, но и имеешь свою точку зрения. И я бы посоветовал каждому преподавателю иметь такой пунктик. Нужно поощрять учащегося за собственную точку зрения.

Есть те, кто развивают; есть те, кто пытается  развитие убрать. Но я всегда верю в то, что у каждого человека есть свой потенциал. И если не сегодня, то завтра этот потенциал раскроется. Но не нужно бояться менять все вокруг себя. Всегда пробуй новое. От пустого надо избавляться. Новый круг знакомств, постоянная адаптация, смена деятельности – все это развивает личность.

КиР: Что ждет Россию в ближайшие 10 лет, если «продукт» ее системы образования не изменится? Будет ли конкурентоспособна страна с безвольной молодежью?

В.К.: Во-первых «продукт» изменится, потому что сегодня очень многие над этим работают, я работаю. Я оптимист и думаю, что люди, настроенные на развитие, все равно пробьются. Природа уберет всю плесень.

Во-вторых, мы находимся в России, а это очень мощная страна. Наши корни очень сильны. Моя задача – сделать Россию первым номером в мире. Во всем: в науке, в специалистах, в спорте.

КиР: Видите ли Вы примеры выдающихся личностей современной России, способных стать достойным примером для молодежи?

В.К.: Да, конечно. Многих из этих людей я приглашаю, для того, чтобы они учили в моей школе. Мне нравятся люди, которые достигают своей цели, своей мечты. Больше всего я общаюсь с предпринимателями. Олег Тиньков выдающаяся личность; такой спорный человек, как Сергей Полонский. Я с ним сделал два тренинга. Но вредные привычки погубили Полонского, уничтожили личность. И он разрушил свои отношения, все это разрушило его изнутри.

Я считаю, что здоровье и семейные ценности это очень сильная база для хорошей жизни. В области развития, обучения, образования это все те люди, которые являются фанатами своего дела. Они могут быть совсем не известны, о них не говорят по телевидению, но они развивают людей и взращивают сильные личности. Они гениальны в своей области.

КиР: Что на Ваш взгляд, важно изменить в системе образования, чтобы молодые люди после окончания школы и вуза смогли реализовать свои цели? Как могут изменить свой подход к воспитанию родители?

В.К.: Моя цель состоит в том, что сначала я хочу сделать лучшую бизнес-школу, а затем повлиять и на все университеты и школы России. Думаю, что можно вдохновлять преподавателей. Брать лучшие знания лучших спикеров мира по разным компетенциям и ими прокачивать/вдохновлять всех, кто воспитывает нашу молодежь. Организовать сообщество учителей, чтобы они делились между собой новыми подходами, помогать им делать свое дело на лучшем, самом высшем уровне. И это должно быть связано с возможностью заработка. Чтобы каждый преподаватель мог заработать столько, сколько ему нужно.

Государственное и негосударственное образование в России отличаются в корне тем, что у негосударственного больше заточка под результат. Здесь не может быть такой ситуации, когда человек пять лет отучился, вышел – и пусто. Цели никакой не было, результат соответственный.

В бизнес-образовании очень большая конкуренция, и я знаю, что чем выше результат у моих учеников, тем быстрее и я двигаюсь. Главный вопрос: где ты находишься? Нужно выбирать образование, которое выпускает людей с результатами.

Беседовала Наталья Водопьянова

Справка:
Владимир Кравчук
Предприниматель, реализовал больше 10 проектов.
• Первый проект: копицентр, Санкт-Петербург.
• Второй бизнес: сеть кондитерских "Сытый дядя". Продажа в 2011г.
• Промежуточные бизнесы: перепродажи товаров (более 10 проектов).
• Сезонные проекты, сезонные товары: ёлки, цветы, угги, разливной квас, мёд, орехи опт и т.п.
• Создатель Бизнес-клубов: Бизнес-Инкубатор БМ (Москва),
• Бизнес-Инкубатор Академия (Санкт-Петербург), Бизнес-Клуб "БИЗНЕС КВАРТИРА" (Санкт-Петербург, Россия — онлайн)
• Консалтинг по продажам провел в компаниях: Fit Fashion (Ginza Project) — vip фитнес клуб в Санкт-Петербурге и Москве, АК Логистик — транспортно-логистическая компания с 10-летним опытом на рынке.
• Ключевые компетенции: продажи, организация работы бизнес-инкубатора, доведение до результатов участников бизнес-клуба.