За строительство школ в Ленобласти будет отвечать АНО

Власти Ленобласти создают автономную некоммерческую организацию по строительству школ. Новая структура займется сбором денег с застройщиков, которые не хотят самостоятельно возводить социальную инфраструктуру, но готовы отделаться оброком. В Петербурге в свое время строить детсады и школы планировали за счет взносов в специальный Фонд, средства из которого в итоге канули в неизвестность.

Об изданном сразу после майских праздников (11 мая этого года) распоряжении губернатора Ленобласти о создании АНО «Дирекция комплексного развития территорий ЛО» журналистам рассказал заместитель председателя правительства 47-го региона Михаил Москвин.

По словам чиновника, соответствующее решение (обсуждаемое уже несколько месяцев) в итоге принято, так как все застройщики готовы возводить жилье, но зачастую не могут договориться, кто же конкретно будет строить социальные объекты. Например, подобная ситуация сложилась в Мурино, где работают компании «Петроинвест», «Арсенал-недвижимость», «Лидер Групп», «Мавис», «Норманн». Теперь девелоперам в обязательном порядке придется либо брать на себя конкретные обязательства самостоятельно возводить социнфраструктуру, либо платить взносы в АНО.

«Та же проблема имеется сейчас и в Новодевяткино, где нет канализации», - отметил Москвин. Сумма взноса девелоперов в АНО будет определяться пропорционально объему строительства «квадратов» жилья каждой компанией.

АНО задействуют как в проектах комплексного освоения территорий, так и при точечной застройке. «Механизм и принципы работы организации мы определяем как финансовые. Сейчас мы столкнулись с ситуацией, когда все готовы платить, но не все готовы выступить в качестве заказчика стройки. Благодаря новой АНО мы сможем увидеть всю схему развития территории и при необходимости латать ее собранными деньгами», - пояснил Москвин.

По словам чиновника, полностью заработать новая организация должна с середины июня этого года. При этом она не будет финансироваться из бюджета Ленобласти. На ее создание 3 млн рублей предоставит учредитель - Леноблгосэкспертиза. В дирекцию войдут представители ЛО ТПП, комитета по строительству 47-го региона, Леноблсоюзстроя и региональная Госэкспертиза.

Сейчас уже подобраны два кандидата на место руководителя. Это конкурсный управляющий ЖК «Воронцов» в Мурино Даниил Федичев и Андрей Исаев, возглавлявший «Управление строительства Ленобласти» при экс-вице-губернаторе по строительству 47-го региона Георгии Богачеве. По словам Москвина, есть уже и 4-5 объектов, с которыми организации предстоит работать в ближайшем будущем.

Источники в правительстве Ленобласти, знакомые с ситуацией, уверены: с помощью новой системы в 47-м регионе пытаются навести порядок и помирить друг с другом застройщиков, которые (особенно в Мурино и Новодевяткино) зачастую «играют грязно». «Дело в том, что, как правило, в локации, где на социальные объекты сбрасываются несколько застройщиков, в итоге за все платит только один девелопер, выступивший официальным госзаказчиком социальных объектов. Соответственно, крайней оказывается та строительная компания, у которой подходят сроки ввода жилья и сдать школу - это просто жизненная необходимость. А все остальные, несмотря на все письменные договоренности, пока что, увы, еще не заплатили», - говорят они.

Например, в Западном Мурино оказалось, что за свой счет школу должна построить компания «Петротрест». И только ценой отзыва разрешения на ввод первой очереди ЖК «Десяткино» удалось заставить заплатить «Норманн». Тогда за возможность сдать жилье девелоперу пришлось выложить 80 млн рублей.

Аналогичная ситуация сложились и в Новодевяткино, где практически за свой счет школу построила «Арсенал-недвижимость». «До настоящего времени нам приходиться буквально поименно выдергивать застройщиков и на пальцах объяснять, что девелоперы ведут себя очень некрасиво. И тот же “Петротрест” будет счастлив бросить свою школу на совесть вновь создаваемого АНО», - пояснили собеседники.

Отметим, что инициативу властей 47-го региона трудно назвать принципиально новаторской. В 2013 году петербургский строительный блок под руководством бывшего вице-губернатора, а теперь обитателя мест не столь отдаленных Марата Оганесяна и экс-главы комитета по строительству Михаила Демиденко предложил делать добровольные пожертвования на создание новых мест в объектах образования. «Оброки» зачисляли на лицевой счет в бюджет города - в так называемый (негласно) «фонд Оганесяна».

Размер взноса высчитывали исходя из затрат на создание одного места в детском саду в 1,2 млн рублей за объект, в школе нужно было отстегнуть 1,4 млн рублей. Число мест определялось тогдашней редакцией РНГП. Но на деле участники рынка рассказывали, что взносы оказались принудительными, и были неприятно удивлены тем фактом, что на их деньги планируется инфраструктура под объекты других застройщиков и в других районах города.

Но в конце апреля 2015 года Марат Оганесян покинул Смольный - и фонд благотворительных инфраструктурных взносов благополучно канул в неизвестность, вот только к декабрю 2015 года, по данным координатора НОСТРОЙ по Петербургу Алексея Белоусова, на спецсчете было собрано более 1,5 млрд рублей средств застройщиков. А не один объект так в итоге и не построили. Тогда вице-губернатор Игорь Албин пытался оправдаться тем, что городская казна работает по принципу «одного котла», что деньги замешались в кучу, и клятвенно обещал узнать об их судьбе. Между тем о том, где осели 1,5 млрд рублей, так ничего и не известно.

Виктор Сеппенен, председатель совета директоров строительной компании «Норманн» рассказал: «Создание такой структуры - правильная мера. Но только этим ограничиваться нельзя - необходимы внести изменения в законодательство, в частности - большую четкость в отношениях застройщиков с властями. Мы, конечно, всегда участвуем во всех необходимых проектах, например - в 2017 году согласились софинансировать строительство школы в Мурино, но хотелось, чтобы у всего этого была четкая правовая база и правила, обозначенные до начала проектирования объектов. Особенно это важно для переходного периода, когда часть проектов уже строится, а к ним уже предъявляются новые требования, - отметил он.

Социальные объекты государство может строить за счет налогов и сборов, а может - за счет покупателей жилья. Мы видим, что сейчас избран второй путь. Нам кажется, что он точно не приведет к улучшению доступности жилья, снижению цен, а в будущем может привести и к уменьшению налоговой базы. Но если данная структура сможет найти баланс между тратами будущих жильцов и государственными средствами, мы будем это только приветствовать».

Мы строим жилье в экономклассе, и наши клиенты, покупая квартиры у нас, рассчитывают, что они оплачивают только свои квадратные метры, а не все социально-значимые объекты в районе будущего проживания. Тем более, что многие наши покупатели при покупке используют материнский капитал или субсидии, поэтому нам бы хотелось эти траты минимизировать.