В Правительстве РФ обсудили вопрос реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере строительства и ЖКХ

12 августа 2019 года в Доме Правительства Российской Федерации состоялось совещание у заместителя Руководителя Аппарата Правительства РФ Юрия Любимова по вопросу формирования рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Участие в мероприятии приняли директор Департамента регуляторной политики Правительства РФ Екатерина Салугина-Сороковая, её заместитель Сергей Мигин, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков, ответственный секретарь Комитета РСПП по ЖКХ Наталия Демидова, член Правления «Опоры России», омбудсмен по строительству Дмитрий Котровский, член Генерального совета, заместитель председателя Комитета по строительству Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Дмитрий Панов, председатель Комитета по строительству и производству строительных материалов Ассоциации Европейского Бизнеса (AEB) Виталий Богаченко, президент НОПРИЗ Михаил Посохин, вице-президент СПб ТПП, вице-президент НОСТРОЙ, член Совета НОПРИЗ Антон Мороз, советник Президента Ассоциации «Объединение генеральных подрядчиков в строительстве» Владимир Трофимов, президент координационного совета Ассоциации «Инженерные изыскания в строительстве» Михаил Богданов, руководитель Аналитического центра АО «ДОМ.РФ» Михаил Гольдберг, координатор проектного офиса Аналитического центра при Правительстве РФ Наталья Военкова, менеджер проектов Аналитического центра «Форум» Егор Артеменко и другие.

В своём вступительном слове Юрий Любимов сообщил о том, что данная группа создана на основании решения Правительства России для реализации механизма «регуляторной гильотины» в Минстрое России.

По каждому федеральному органу исполнительной власти (ФОИВ) принято решение о создании отдельной Рабочей группы, которая будет заниматься нормативными документами только данного ведомства. Её работа будет выстроена по принципу двух уровней: участие руководителя общественной профессиональной организации с правом принятия решений на основных совещаниях для снятия разногласий от представителей общественных организаций и объединений профессионального характера в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства с самим органом исполнительной власти, и участие экспертов, которые будут готовить и обсуждать предварительные решения по данным направлениям, вносить предложения по реализации механизма.

Работа группы должна касаться только контроля надзорных функций органа исполнительной власти по всем ее направлениям. Принцип «гильотины» содержит в себе отмену всех действующих актов ФОИВа, в части которого она введена с отложенным сроком. Отменённый акт должны «перевнести» в указанном ведомстве, предварительно согласовав с профессиональным сообществом его необходимость, достаточность и правомерность. Согласно системе, все акты должны быть приняты в дальнейшее использование только после согласования с профсообществом.

Также Юрий Любимов сообщил, что при заместителе Председателя Правительства РФ Константине Чуйченко создана комиссия по контрольным и разрешительным функциям, которая будет способствовать снятию возникающих разногласий как внутри ФОИВов, так и между ними и общественными. При этом подразумеваемся, что изменению подлежат как подзаконные акты ФОИВа, так и законодательные акты, созданные в рамках его работы.

Кроме того, участникам было предложено внимательно посмотреть действующую нормативно-правовую базу с целью её «расчистки» от документов, которые устарели или не используются в работе последние несколько лет. Необходимо выявить такие документы в ходе проверки и создать их перечень для быстрого решения по их исключению из регулирующего законодательства РФ, при наличии согласия органов исполнительной власти, в срок до сентября текущего года.

В обсуждении вопросов создания и функционирования данных групп активное участие приняли Антон Мороз, Михаил Посохин, Михаил Богданов, Андрей Широков, Дмитрий Попов, Дмитрий Котровский и Михаил Гольдберг.

Все участники совещания отметили, что строительная отрасль имеет как субъектное – региональное и муниципальное, так и федеральное регулирование. При этом федеральное осуществляется не только ФОИВами, но и Правительством РФ. Поэтому было принято решение о том, что работа данной группы и её подгрупп будет связана именно с документами федерального уровня, влияющими, в том числе, на региональную систему регулирования отрасли.

В результате обсуждения было приятно принципиальное решение о том, что принцип «регуляторной гильотины» в части нормативных документов строительного направления малоприменим для Минстроя России, поскольку министерство обладает контрольно-надзорными функциями только в отношении национальных объединений. Регулирующие это направление акты были разработаны не так давно и дополнительной корректировки не требуют.

Вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз в своем выступлении озвучил системные проблемы проектно-строительной отрасли с точки зрения регулирования нормативно-технической документации, рассказал об имеющихся сложностях в создании новой системы нормативно-технических документов и внесении в неё позиций, которые способствовали бы развитию инвестиционного климата, применению новых строительных экологичных, энергоэффективных материалов и технологий.

Кроме того, он представил обзор имеющихся проблем в системе создания новых и актуализации действующих нормативно-технических документов в области строительства. По его мнению, основной проблемой действующего нормативно-технического регулирования является отсутствие эффективной системы подготовки документов, а также устаревание самой системы нормативных документов в строительстве и нормативного акта, устанавливающего правила ее разработки и обновления. Это позволяет различным ФОИВам, не имеющим прямого отношения к строительству, создавать в этой сфере огромное количество ведомственных нормативов, требующих применения, которые дублируют или противоречат друг другу. Это серьёзно затрудняет проектирование, строительство и инженерные изыскания в строительной отрасли, препятствует развитию инновационных технологий и промышленности строительных материалов, созданию и ведению высокотехнологичных отраслевых процессов, а также актуализации нормативно-технической базы.

Выступление Антона Мороза было поддержано всеми участниками совещания, которые привели конкретные примеры, указывающие на сложности внесения изменений в данную правовую базу.
Также присутствующие высказали предложения о необходимости внесения изменений в саму систему построения этой базы. В частности, было предложено передать функции регулирования и утверждения обязательных к применению нормативных документов с уровня Правительства РФ на уровень Минстроя России. 

«Такой документ должен быть создан на основании приказа Минстроя России силами профессионального сообщества и, возможно, силами данной комиссии, – подчеркнул Антон Мороз. – Он должен пройти межведомственное согласование и стать документом, который позволит в дальнейшем всем органам исполнительной власти и заинтересованным лицам вносить в него изменения через единый центр принятия решений Минстроя России при надлежащей аргументации и согласовании с профсообществом. Это сделает невозможным появление «задвоенных» нормативов, упростит работу внутри системы создания документов и их использования. Министерство станет основным органом исполнительной власти, отвечающим за нормативное регулирование в строительстве. Посыл к такой постановке вопроса содержится в Поручениях Президента РФ, а также в докладе Минстроя России о необходимости таких решений, представленном на Госсовете с участием Владимира Путина».

Создание данного норматива и дальнейшая работа по пересмотру нормативно-технических документов и созданию новой системы технического регулирования позволит избавиться от таких административных препон, как необходимость создания специальных технических условий по большому направлению принимаемых проектных решений, уберёт сдвоенные нормативы, упростит общение с органами Главгосэкспертизы и органами строительного надзора на местах, а также позволит более системно и просто модернизировать строительную нормативную базу и даст импульс к принятию нормативов, стимулирующих развитие новых, технологичных, энергоэффективных строительных конструкций и производственных решений в дальнейшем.
В поддержку предложений Антона Мороза активно выступили Михаил Посохин, Наталия Демидова, Дмитрий Панов, Владимир Трофимов.

Юрий Любимов поручил Антону Морозу подготовить и согласовать с НОПРИЗ в лице Михаила Посохина справку о необходимости данной работы в рамках Рабочей группы для дальнейшего предоставления к согласованию с вице-премьерами Виталием Мутко и Константином Чуйченко. В случае получения положительного решения вице-премьеров это важное для строительной отрасли направление будет внесено в перечень задач Рабочей группы.

Кроме этого, в ходе совещания был принят ещё ряд решений. Так, участники постановили создать три подгруппы – «Строительство», «Жильё и коммунальное хозяйство», «Реформирование системы нормативных документов в строительстве». В данные группы планируется выдвинуть кандидатов от всех принявших участие в совещании общественных объединений, а также от Минстроя России.

Также было решено подготовить и направить в профильный Департамент Правительства РФ предложения по группам, имеющим отношение к регулированию строительной деятельности, по включению представителей общественных организаций в данные группы для защиты интересов строительного сообщества.
Специалисты Аналитического центра при Правительстве РФ, которые занимаются разработкой Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года, попросили дополнительно направить в их адрес предложения, связанные с реформированием системы нормативно-технической документации, а также с проблематикой территориального планирования и создания системных экономически-обоснованных ДТП, для их учёта и отражения в создаваемой Стратегии.