Потребительский экстремизм в строительстве: где баланс между наглостью и объективностью

Не выдали ключи в срок,  сдали квартиру с недоделками и «косяками» – на первый взгляд именно дольщик выглядит самой незащищенной стороной этих взаимоотношений, даже несмотря на 214-ФЗ, призванный защищать права участников долевого строительства. Строители, в свою очередь, считают, что клиент не всегда прав и порой перегибает палку, натравливая профессиональных юристов, вымогающих деньги за строительные недоделки. Какие шаги предпринимает Минстрой для защиты строительных организаций  от действий потребительских террористов?, - этот вопрос профессионального сообщества прозвучал на прошедшей XI Всероссийской конференции «Российский строительный комплекс».

Застройщик vs дольщик – кто нуждается в защите?

Отсрочка сдачи объектов на полгода без штрафных санкций уже  в какой-то мере защищает застройщиков от действий юридических компаний, - отмечают в Минстрое. Для строительного комплекса мера, действительно, позитивная. Дольщики восприняли ее с меньшим энтузиазмом. Светлана, ожидавшая квартиру в ЖК «Северная долина», поделилась с порталом «Конкуренция и рынок» своими опасениями.

«Кризис, конечно, выбил почву из-под ног. Пусть работу я не потеряла, но заработок частично упал. Нужно было платить не только ипотеку, но и аренду. Поэтому, если бы квартиру задержали, было бы очень тяжело. Спорная мера поддержки. Очень спорная. Застройщику хорошо, но людям ипотеку платить то нечем».

Эта история имеет счастливый конец. Дом сдали вовремя, да и к качеству отделки особых претензий не было. Не к чему было придраться и у профессиональных приемщиков. «Да, были небольшие огрехи, но застройщик самостоятельно и оперативно их устранил», - продолжила Светлана. 

Накануне коронакризиса получил  заветные ключи и место в паркинге собственник квартиры от СК «ПИК» на Дальневосточном Александр.  Долгостроем жилой комплекс не стал, но задержка, особенно машиноместа, все же была. Плюс ко всему при приемке изменился метраж квартиры.

«Застройщик самостоятельно, без всяких споров вернул деньги за недостающую площадь. В сантиметрах это немного, а в рублях выходит на несколько десятков тысяч рублей. А вот по срокам сдачи придется как-то иначе решать ситуацию. Все-таки, я считаю, есть закон и договор, следовательно, условия, которые там прописаны, должны соблюдаться. Даже если, например, срок сдачи нарушен на пару недель. Для застройщика это, может, пустяки, а для дольщика, тем более, если он снимает жилье и платит ипотеку, это может быть весьма существенно, как раз покроет месяц аренды. В спор из-за недоделок ввязываться бы не стал, если, конечно, они не глобального характера».

И тем не менее, с таким явлением, когда профессиональный приемщик предлагает превратить недоделку на 5 тысяч рублей в компенсацию тысяч в 50,  застройщики периодически сталкиваются. Проблема, как видно, актуальна в основном для больших городов. Вопрос «Что делать?» в адрес Минстроя прозвучал именно от представителя  строительной компании из Москвы.

Никита Стасишин  - заместитель министра строительства и ЖКХ: «Да, некоторые граждане  потакают таким схемам, которые нацелены не на то, чтобы замечание было устранено, а чтобы заработать. На самом деле, уже года 4 обсуждается этот вопрос в Министерстве. Конечно, нужно принимать какие-то  законы, чтобы оградить наших застройщиков от таких юридических лиц. С другой стороны – должен быть баланс. Чтобы застройщик, достраивая объект с отделкой,  не думал, что сможет отдать  квартиру людям любого качества, т.к. они ее ждут и  взяли ипотеку. Вот не получится ли у нас таких нерадивых застройщиков?»

Выходом из сложившейся ситуации могут стать очередные поправки в 214-ФЗ, где определены  взаимоотношения между инвестором и застройщиком.   Но защищать дольщика нужно теми нормами, которые  заложены именно в этом законе, устранив коллизию, возникающую между 214-ФЗ и Законом о защите прав потребителей. Только тогда, по словам г-на Стасишина, может быть достигнут баланс интересов.

Впрочем, застройщики, которые конкурируют между собой не стоимостью квадратного метра, а качеством представляемого продукта, все больше нацелены строить без претензий и в срок. И, сталкиваясь с таким явлением, как потребительский экстремизм, стали  иначе  относиться к качеству своих работ, - заключил замглавы Минстроя.

 

Саша Колесникова