Открылась платная трасса М-11. На строительство ушло 7 лет и больше 500 млрд рублей

Днем 27 ноября полностью открылась платная магистраль М-11 из Петербурга до Москвы. Строительство шло 7 лет, на работы потратили больше 500 миллиардов рублей. «Коммерсантъ» пишет, что две трети денег — бюджетные. На М-11 пока мало заправок и плохо работает телефонная связь, однако власти называют трассу очень значимой для «сближения двух столиц».

М-11 «Нева» — федеральная автомобильная дорога между Петербургом и Москвой. Она проходит по Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областям. Максимальная разрешенная скорость на трассе — 110–130 км/ч в зависимости от участка. На М-11 от четырех до десяти полос.

Общая длина магистрали — 669 километров (от КАД до МКАД). Как показали тесты, на легковой машине это расстояние можно проехать за 6 часов 14 минут. Чиновники говорят, что трассу реально преодолеть и за 5,5 часа.

Стоимость проезда зависит от габаритов транспорта, способа оплаты (наличными или транспондером), а также дня недели: в выходные цена выше. В среднем водитель легковой машины заплатит за проезд 2020 рублей в выходные и 1820 рублей в будни при оплате наличными. Или 1494 рубля в выходные и 1331 рубль в будни при использовании транспондера. «Автодор» объяснил высокую стоимость проезда затратами на строительство.

М-11 позиционируют как дорогу, построенную по международным стандартам качества. Застройщик трассы — «Магистраль двух столиц» — пишет, что она получила высшую категорию автомобильных дорог 1А. На М-11 уложен асфальтобетон с высоким коэффициентом сцепления. На трассе обещают 13 зон с заправками, туалетами, магазинами, шиномонтажом, душевыми, прачечными и пунктом медицинской помощи и 64 площадки для отдыха.

При этом за день до открытия помощник президента РФ Игорь Левитин говорил, что на М-11 неустойчивая телефонная связь и недостаток заправочных станций. Но он отметил, что это «два вопроса, которые наверняка будут решены».

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов охарактеризовал дорогу как «прекрасную», но также отметил небольшие недочеты. По его словам, там не хватает карманов для аварийных остановок и площадок для отдыха.

Создание трассы наподобие М-11 обсуждали еще в 1970-х. Подготовка началась в конце нулевых, когда заключили первые концессионные соглашения.

К строительству приступили в 2012 году. М-11 позиционировали как дублера бесплатной трассы М-10, которая, как говорили чиновники, «исчерпала свою пропускную способность». М-11 проходит параллельно М-10.

Строительство шло в восемь этапов, каждый из которых был самостоятельным инвестиционным проектом. Участки открывали в течение нескольких лет по отдельности. Первый ввели в строй в конце 2014 года. К сентябрю 2019-го можно было проехать по трассе от Ленобласти до МКАД.

Сроки сдачи трассы несколько раз сдвигали, в том числе из-за археологических раскопок. В 2018 году на 663-м километре нашли предметы эпохи раннего железного века, которым более 3 тысяч лет.

Для строительства М-11 был разработан специальный механизм государственно-частного партнерства. Деньги на строительство брали не только из бюджета, но и из частных инвестиций. Привлекали средства Северо-Западной концессионной компании, «Мостотреста», «Магистрали двух столиц» и других компаний.

По данным «Автодора», всего на строительство потратили около 550 млрд рублей. Однако распределение средств неизвестно. «Коммерсантъ» без указания источников пишет, что общая стоимость дороги — 520 млрд рублей. По данным издания, объем частного капитала — 148 млрд рублей, а государственного — 372 млрд.

Большие вложения в строительство объясняют необходимостью создавать инфраструктуру для обслуживания водителей с нуля на протяжении всей трассы. На большинстве участков до М-11 было поле.

Сейчас путь по М-11 в Тверской области проходит через трассу М-10. Местами скорость ограничена до 60 км/ч из-за населенных пунктов. Дорогу в обход Твери обещают спроектировать и построить примерно в 2021 году.

По данным «Автодора», изначально дорога в обход Твери не была запланирована.

paperpaper.ru