«Сойкинский тракт» обустраивает дорогу

Журнал «Конкуренция и рынок» сентябрь 2016 №4 (77)

С 2003 г., когда Санкт-Петербург праздновал 300 лет основания, редакция журнала «Конкуренция и рынок» периодически публикует материалы о развитии внутреннего и въездного туризма в России.

О впечатляющем успехе жителей г. Мышкина Ярославской области журнал писал неоднократно. Но занимала мысль, почему ничего подобного не создается в СЗФО РФ? Может, где-то есть нечто похожее на энтузиазм мышкинцев, но им не удается пробить молчание СМИ?

И наконец члены Некоммерческого партнерства развития туристско-рекреационной системы «Серебряное кольцо России», директор НП «Серебряное кольцо России» Николай Иевлев и эксперт Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы РФ Сергей Очкивский, рассказали о реализуемом бизнес-плане проекта «Сойкинский тракт». По их мнению, это будет один из успешных туристических продуктов, позволяющий выстроить индустрию гостеприимства благодаря творческому подходу к сохранению объектов культурного наследия и пробуждению исторической памяти у жителей Ленобласти. Возможно ли такое без участия Минкульта?

КиР: Николай Витальевич, Вы один из энтузиастов сохранения объектов культурного наследия (в дальнейшем ОКН) в СЗФО РФ, но, кроме того, Вы еще и эксперт по комплексному социально-экономическому развитию малых городов. Что подвигло Вас, неимоверно занятого человека, заняться еще и разработкой проекта обустройства инфраструктуры вдоль дорог из Петербурга на Сойкинский полуостров?

Н. И.: Работая над вопросами территориального планирования нового населенного пункта в районе пос. Усть-Луга и территории района Морского торгового порта Усть-Луга, нельзя было не заметить на Сойкинском полуострове и прилегающей к нему территории большое количество артефактов минувших времен, свидетельствующих об интереснейшей истории полуострова. Территория юго-запада современной Ленинградской области в границах Кингисеппского, Ломоносовского, Волосовского и Сланцевского районов в плане историко-культурного и духовного наследия, по моему мнению, сильно недооценена, недоисследованна, а объекты ОКН не введены в туристский оборот. Сойкинский полуостров в силу специфики его развития, обусловленного резервированием территории Лужской губы под объекты ВМФ России, начиная с далеких предвоенных лет и фактически до начала 2000-х сделали режимным и непосещаемым. А посмотреть тут есть что. С началом мощного промышленно-производственного развития территории, прилегающей к Лужской губе Финского залива, обусловленного строительством МТП Усть-Луга, началось  развитие селитебного кластера, а вместе с ним и выявление объектов историко-культурного и духовного наследия. Начались реализация и развитие социально ориентированных проектов на этой территории. Это проекты, направленные на развитие культурного наследия коренных, но ставших малочисленными народов – водь и ижора. Эти народы, принявшие православие вместе со славянскими народами, по сути, стали основой нашего государства, единого народа, которого в ближнем и дальнем зарубежье называют русскими, несмотря на национальную специфику. Богатейшая история предвоенного периода, связанная со строительством крупнейшей на Балтике военно-морской базы «Ручьи» и города военных моряков Комсомольска-на-Балтике, делает обязательным изучение и сохранение памяти о военно-морской истории этих мест.

Два важнейших проекта реализуются на Сойкинском полуострове. Проектом «Сойкинская святыня», реализуемого под руководством епископа Кронштадтского Назария, наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, на территории 67,4 га предполагается восстановление церкви Святителя Николая Чудотворца и создание скита Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Скит будет располагаться где-то в 160 км от Петербурга. Важность этого проекта для региона подчеркивает и то, что председателем попечительского совета проекта «Сойкинская святыня» стал губернатор Ленинградской области А.Ю. Дрозденко. Правительство Ленинградской области, понимая важность изучения и сохранения самобытной культуры ижорского народа, решило построить на Сойкинском полуострове этнодеревню.

И несколько лет назад появилась идея проложить дорогу, а точнее, обустроить маршрут по историческим местам с богатым историко-культурным наследием и умиротворяющей северной природой. Проезжая по этой дороге или чуть-чуть отклоняясь от нее, паломники и туристы могли бы погрузиться в атмосферу жизни местных народов, водь и ижора, дворянских усадеб и храмов и стать свидетелями различных народных праздников, ярмарок и реконструкций исторических событий.

По дороге из Петербурга на Сойкинский полуостров, в некогда крупнейший населенный пункт всего Сойкинского полуострова – деревню Сойкино и обратно, паломникам и туристам предлагается совершить остановки в Ропше, Гостилицах, Усть-Рудице, Лопухинке, Копорье и Котлах. Три остановки туда и три – обратно. Надо ли предлагать пройти весь путь одним махом? Конечно, нет. Погружение в историческую эпоху следует совершать постепенно и вдумчиво, а что предполагает создание всей инфраструктуры гостеприимства в местах привалов? Думаю, организованному в группу туристу дорогу из Петербурга в Сойкино будет удобно преодолеть за три дня: он и отдохнет, и получит впечатления от зрелищ, и приобретет сувениры. Но что самое главное – сможет познакомиться с объектами историко-культурного и духовного наследия этих замечательных мест. При желании особо пытливых территорию осмотра можно расширить за счет посещения Музея народов Водской пятины в деревне Монастырьки, Водского музея в Лужицах, Ижорского музея в Вистино, сохранившихся объектов «Второго Кронштадта», Комсомольска-на-Балтике и других памятных мест.

КиР: Кто создает эту инфраструктуру? Это будет единый проект?

Н. И.: В настоящее время над проектом работает коллектив единомышленников под эгидой НП «Серебряное кольцо». Неважна его форма (партнерство или фонд), но скорее – это кооператив с названием «Сойкинский тракт» с представителями муниципальных образований Вистинского, Усть-Лужского, Котельского сельских поселений Кингисеппского муниципального района, Лопухинского, Гостилицкого, Копорского сельских поселений Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, местных предпринимателей, объединенных вокруг «муниципальных гнезд», обустройство которых надлежит завершить по пути следования конструируемого маршрута. Они же в большинстве и владельцы инфраструктуры (постоялых дворов, мотелей, трактиров, кафе, ресторанов, конных клубов, сувенирных мастерских, лавок и т. д.). В пайщики кооператива обязательно пригласим и местных краеведов, и руководителей ансамблей: от реконструкторов до танцевальных училищ.

Строительство инфраструктуры гостеприимства на пути прохождения Сойкинского тракта позволит не только создать новые рабочие места в муниципальных образованиях (как известно, один турист образует 10–15 рабочих мест), но и местным жителям по-другому относиться к объектам культурного наследия. Только в этом случае руины преобразуются, а бывшие усадебные парки перестанут захламляться и уничтожаться. Это главные цели проекта «Сойкинский тракт».

КиР: Трудно поверить, что после десятилетий пребывания в запустении, дорога, о которой Вы говорите, приобретет величавый вид. Представляется, что местные жители уже смирились с разрухой и не знают, как обеспечить качество сервиса, за который туристы будут готовы заплатить. А без туристов дорога на Сойкино будет пуста. Ведь так, Сергей Владимирович?

С. О.: Согласен. Сейчас в места, о которых упомянул Михаил Николаевич, тянется очень тоненький ручеек туристов, и они, конечно, оставляют мало денег в местах пребывания. Турист требует определенного качества услуг. По политическим причинам 2014 год оказался переломным для российского туризма. Сложившаяся из-за санкций ситуация помогла многим россиянам по-новому взглянуть на потенциал отдыха в пределах российской территории. Череда неоднозначных политических событий показала необходимость развития туристического потенциала страны. А последующее ослабление позиций рубля на мировом валютном рынке послужило экономическим поводом (в том числе для иностранных туристов) остановить свой выбор именно на нашей стране.

Северо-Запад является приграничной с Европой территорией, своеобразной видимой витриной страны. Надо сказать, что сравнение обустроенности с заграницей пока не в пользу России. А ведь это сравнение не только иностранцы. Нас ведь, в том числе и российскую власть, должна больше интересовать реакция собственных граждан, которые в массовом порядке пересекают нашу границу. И визуальная картина, прямо скажем, не радует.

Сейчас завершается инвентаризация ОКН вдоль дороги и разрабатывается рабочая программа создания объектов инфраструктуры в каждом месте остановки. Предприниматели сообща готовят места для привалов, чтобы принять единовременно до 100 туристов.

Для того чтобы этот процесс не был хаотичным, мы создали рейтинговое агентство, которое будет выдавать «звезды» гостиницам, музеям, кафе, трактирам и даже муниципальным дорогам. Что толку реставрировать ОКН, если к нему нет транспортной доступности?

КиР: Николай Витальевич, а каков инструмент воздействия на бизнес, муниципалитеты и региональные органы власти, отвечающие за развитие туризма, для вовлечения их в проект? Это ведь непростое дело – втянуть всех в единую упряжку? Не получается, как в известной басне про лебедя, рака и щуку?

Н. И.: Главный инструмент – это информационное воздействие и разработка конкретных проектов и предложений, которые интересны муниципалитетам, бизнесу, населению и чиновникам разного уровня. Если не срабатывает эта мотивация, то предусмотрен и своеобразный кнут, хотя его главная роль – все-таки роль пряника. Таким двойственным мотиватором выступает учрежденное кооперативом рейтинговое агентство.

Интернет на первый взгляд просто наводнен информацией о рейтинге самых популярных у туристов городов на Северо-Западе России. СМИ переопубликовывают данную информацию, не вникая ни в суть, ни даже в форму опубликованных материалов. Непонятно: кто их сделал, кто заказчик этого «исследования», каковы используемая методика и статус экспертов. Словом, одни вопросы. Мы вникли в данную проблему, а рейтинговое агентство должно разработать методику и проводить объективную оценку МО, усилий власти и деятельность бизнеса в сфере туризма.

Более подробно об этом может рассказать Сергей Владимирович как руководитель этой новой структуры в составе кооператива.

С. О.: Любой рейтинг должен заставлять бизнес и власть задуматься над тем, куда они двигаются, об их роли и месте на рынке. Они должны оценивать эти показатели для того, чтобы думать, как повысить привлекательность территории, о своем месте в устанавливаемой рейтингом табели о рангах.

Туристический рейтинг нужен и самим туристам, и специалистам туриндустрии, и чиновникам. Он стимулирует их улучшать состояние дел в туристической деятельности, способствует продвижению территории и ее имиджа, привлечению новых туристов, использованию положительного опыта и т. д.

Часть чиновников привыкла прятаться за «благополучными» цифрами и фанфарными отчетами, которые мало связаны с реальностью, но дают красивую картинку увеличения туристских потоков. Взгляд со стороны независимых и профессиональных экспертов должен сильно осложнить демонстрацию виртуальных успехов, часто выдавая желаемое за действительное…

В настоящее время многие работающие в сфере туризма осознают необходимость проведения таких исследований. Составление рейтинга необходимо для получения объективной, полной и достоверной информации, отражающей состояние и особенности МО для развития туризма. Сравнительный анализ с конкурентами, понимание тенденций и факторов туристического развития позволят правильно оценить состояние рынка, найти в нем свою нишу, выстроить оптимальную стратегию, которая может придать новый дополнительный импульс развитию туризма в зоне своей ответственности.

Рейтинг – это суммирование объективных оценок, а не лоббирование тех или иных интересов. Важно понимать, что рейтинг не должен навредить, он должен помогать и бизнесу, и власти, и туристу сделать правильный выбор.

Туризм – это важная отрасль экономики со своими специфическими законами. Для ее развития нужно ставить правильные цели: какие виды туризма развивать, как продвигать уже имеющийся потенциал и как его наращивать, определиться с имеющимися ресурсами и уметь привлекать другие необходимые для дальнейшего развития. Для решений этих задач и необходим туристический рейтинг.

Продолжение материала в журнале «Конкуренция и рынок» сентябрь 2016 №4 (77)