Разъяснения ФАС России для участников госзакупок

Разъяснения ФАС России по вопросу проведения совместных закупок на поставку продуктов питания (https://fas.gov.ru/documents/610916) появились на сайте ФАС 16 февраля 2018 года. И содержат разъяснения, касающиеся проведения права заказчиков проводить совместные конкурсы или аукционы (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). При этом, отмечает ФАС России, реализация данного права не ограничена территориальной принадлежностью заказчиков.

Основополагающим обстоятельством для проведения совместных конкурсов или аукционов является осуществление заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг.

И далее ФАС разъясняет, что под «одними и теми же товарами» в контексте указанной нормы следует понимать товары, имеющие единые родовые признаки или составляющие комплект таких товаров.

ФАС ссылается на Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее – Обзор). В данном документе подробно отражена, в том числе,  практика применения и толкования судами положений ст. 25 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками совместных закупок с приведением примеров товаров, имеющих единые родовые признаки или составляющих комплект таких товаров.

ФАС поддерживает позицию Верховного Суда, выраженную в вышеуказанном Обзоре. И отмечает, что  наличие у заказчиков единой цели не является достаточным основанием для проведения ими совместной закупки, предусмотренной частью 1 статьи 25 Закона о контрактной системе.

ФАС навпоминает, что включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой образует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.

ФАС России полагает необходимым учесть позицию Верховного Суда РФ, отраженную в Обзоре, при проведении совместных закупок на поставку продуктов питания, а также не допустить включение в состав объекта данной совместной закупки поставку товаров, технологически и функционально не связанных между собой (например: поставку молочной и мясной продукции и т.п.).

Ирина Мосягина, руководитель юридической службы ООО "ЮАРАЙТ"