Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предполагается проводить на основании рассчитанного риск-ориентированного подхода

Правительством утверждена методология внедрения риск-ориентированного подхода в деятельность контрольно-надзорных органов для проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.  "Базовая модель определения критериев и категорий риска" была утверждена протоколом заседания проектного комитета от 31.03.2017 N 19(3). Не совсем понятен статус этого акта, но очевидно, что он будет применяться надзорными органами.

Указанный документ разработан во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Т.е. по идее, должно стать понятнее, по каким принципам применяется преусловутый риск-ориентированный подход.

К сожалению при официальном опубликовании было опущено самое существенное - приложения (КонсультантПлюс). Отсутствуют приложение N 1 (Требования к обоснованию  категорий риска (классов опасности) и критериев риска в отношении осуществляемых видов государственного контроля (надзора), Приложение N 2 (содержащие примерную структуру и примеры критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности ) и приложение 3 (форма, содержащая варианты возможной периодичности проведения плановых проверок). Приложения перечислены в Приамбуле "Базовой модели...".

Документы "Базовая модель..." написан ужасающим юридическим языком, что делает поиск мыслей и идей в нем сложным занятием.
Краткая суть: Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предполагается проводить на основании рассчитанного риск-ориентированного подхода. Т.е. рассчитываются категории риска в отношении каждого вида государственного контроля. И исходя из "рискованности" деятельности и будет определятся частота проверок.

При этом для каждого вида государственного контроля (надзора) должны быть определены ценности, на защиту которых направлена реализация данных государством полномочий.
Как написано в "Базовой модели..." "риск причинения вреда является произведением вероятности наступления негативных событий на объем потенциального вреда". 
По причине отсутствия Приложений, невозможно определить категории риска (степень опасности) конкретного лица по видам государственного контроля.

Можно сказать лишь общие слова о том, что  Правительство РФ рекомендует органам контроля придерживаться следующего порядка действий:
1. определение охраняемых законом ценностей;
2. выявление событий, следствием которых может стать причинение вреда охраняемым законом ценностям (случаи причинения вреда);
3. определение условий, обстоятельств и причин, которые приводят к наступлению событий, следствием которых может стать причинение вреда;
4. отбор факторов (профилей) риска, указывающих на максимальную величину произведения вероятности наступления негативных последствий на объем потенциального вреда;
5. проведение ранжирования управляемых факторов и профилей риска для выделения наиболее значимых из них;
6. учет критериев, указывающих на поведенческие особенности подконтрольного субъекта;
7. распределение подконтрольных субъектов по категориям риска и определение периодичности проведения в их отношении контрольно-надзорных мероприятий.

Ирина Мосягина, руководитель юридической службы ООО "ЮАРАЙТ"