Письмо ФАС о нарушении закона о рекламе

<Письмо> ФАС России от 25.09.2020 N ДФ/83374/20 "О порядке рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе"
Напомним, что письма органов власти не являются нормативно-правовыми актами и не обязательны к применению. Но могут оказаться чрезвычайно полезными и информативными для рядовых участников рынка.

Итак: «Порядок рассмотрения Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - дело), установлен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 35 Правил в случае необходимости установления местонахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела может быть приостановлено антимонопольным органом.

Рассмотрение дела возобновляется после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, и начинается сначала.

Указанный пункт Правил не определяет сроки приостановления рассмотрения дела, поскольку такие сроки связаны с установлением события, послужившего основанием для приостановления рассмотрения дела. Вместе с тем если антимонопольным органом предприняты необходимые действия, направленные на установление лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Федерального закона "О рекламе", однако данное лицо не установлено, тем самым выявлена невозможность установления данного лица, указанное обстоятельство может служить основанием для возобновления производства по делу, - по аналогии с подходом, предлагаемым для применения статьи 216 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В случае если к участию в деле помимо лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Федерального закона "О рекламе" и установить которое не удалось, также привлечено иное лицо, участвовавшее в распространении рекламы, однако не подлежащее привлечению к ответственности за нарушение нормы Федерального закона "О рекламе", по признакам которой возбуждено дело (например, рекламораспространитель, если в рекламе усматриваются признаки нарушения части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе"), указанное дело после возобновления может быть продолжено и рассмотрено до принятия итогового решения по делу. При этом, в силу пункта 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12, при установлении факта нарушения законодательства о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения вправе выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе лицу, способному прекратить дальнейшее распространение рекламы, в которой выявлено нарушение Закона, в том числе если такое лицо не является лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения Федерального закона "О рекламе".

Вместе с тем следует иметь в виду, что в силу подпункта "е" пункта 36 Правил невозможность установления лица, нарушившего законодательство Российской Федерации о рекламе, в течение сроков, определенных пунктом 27 данных Правил, является основанием для прекращения производства по делу.

В связи с чем, если антимонопольным органом предприняты все возможные действия для целей установления лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, однако выявлена невозможность установления такого лица, то возобновленное дело подлежит прекращению по основанию, предусмотренному подпунктом "е" пункта 36 Правил.»

Ирина Мосягина, руководитель юридической службы ООО "A&B Legal"