Опубликованы проекты двух указаний Банка России

Проект Указания Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" предлагает изменить порядок определения признаков, указывающих на необычный характер сделок. И, как следствие, вызывающих пристальное внимание банков и Росфинмониторинга.

В случае принятия указания Кредитная организация определяет риск использования  услуг кредитной организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, исходя из видов предоставляемых клиентам продуктов (услуг) (например, операции с наличными денежными средствами, операции с ценными бумагами, в частности векселями, переводы денежных средств без открытия банковского счета) и иных самостоятельно определяемых кредитной организацией факторов, до начала и в ходе предоставления клиентам соответствующих продуктов (услуг). Интересно будут ли разные операции считаться у одних банков сомнительными, а у других кристально чистыми? Возможно.
Программа управления риском легализации (отмывания) доходов, должна будет предусматривать, что результаты мероприятий по мониторингу, анализу     и контролю за риском использования услуг кредитной организации в  целях легализации  должны будут документально фиксироваться не реже одного раза в шесть месяцев.

Предусмотрено новое положение. Процитируем полностью, ввиду важности:
"В целях выявления операций, в отношении которых при  реализации кредитной организацией ПВК по ПОД/ФТ возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования  терроризма, ПВК по ПОД/ФТ должны содержать признаки необычных сделок. Признаки необычных сделок определяются кредитной организацией самостоятельно, исходя из характера, масштаба и основных направлений деятельности кредитной организации и ее клиентов, а также включают признаки, приведенные в согласованном Банком России с уполномоченным органом перечне признаков, указывающих на необычный характер сделки (далее – Признаки необычных сделок).

Согласованные Банком России с уполномоченным органом  перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, а также изменения в указанный перечень размещаются Банком России на официальном сайте Банка России в сети «Интернет».

Кредитные организации должны применять признаки,   указывающие на необычный характер сделки, приведенные в согласованном Банком России с уполномоченным органом перечне признаков, указывающих на необычный характер сделки, по истечении 10 дней после дня размещения указанного перечня (согласованных  Банком России с уполномоченным органом изменений в указанный перечень) на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» с учетом процедур, содержащихся в программе выявления операций.

Размещение на официальном сайте Банка России в сети      «Интернет» согласованного Банком России с уполномоченным органом перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки, и изменений в него должно сопровождаться размещением на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» сообщения о размещении соответствующего перечня или изменений в него.».

"Решение о квалификации (неквалификации) операции  клиента в качестве подозрительной операции кредитная организация принимает самостоятельно на основании имеющейся в ее распоряжении  информации и документов, характеризующих статус и деятельность клиента, осуществляющего операцию, а также его представителя и (или) выгодоприобретателя, бенефициарного владельца (при их наличии)".

Приведет ли такая самостоятельность кредитных организаций к произволу в отношении клиентов? Весьма вероятно.

Проект Указания Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 15 декабря 2014 года N 445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Согласно проекту (см. предыдущий пост - тенденция к неожиданной самостоятельности кредитных и некредитных организаций проявилась несколько неожиданно) Признаки необычных сделок  определяются некредитной финансовой организацией самостоятельно.

И далее по аналогии с кредитными организециями:
Согласованные Банком России с уполномоченным органом  перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, а   также изменения в указанный перечень размещаются Банком России на официальном сайте Банка России в сети «Интернет».

Некредитные финансовые организации должны применять  признаки, указывающие на необычный характер сделки, приведенные в согласованном Банком России с уполномоченным органом перечне признаков, указывающих на необычный характер сделки, по истечении 10 дней после дня размещения указанного перечня (согласованных  Банком России с уполномоченным органом изменений в указанный перечень) на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» с учетом процедур, содержащихся в программе выявления операций.

Размещение на официальном сайте Банка России в сети      «Интернет» согласованного Банком России с уполномоченным      органом перечня признаков, указывающих на необычный характер     сделки, и изменений в него должно сопровождаться размещением на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» сообщения о размещении соответствующего перечня или изменений в него.».

Т.е. некредитные организации к какой то мере приравняли к кредитным. Породит ли это произвол наравне с кредитными еще и некредитных организаций? Поживем увидим.

Ирина Мосягина, руководитель юридической службы ООО "A&B Legal"