О внесении изменений в закон о контрактной системе в сфере закупок

Проект Федерального закона N 623906-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" принят в третьем чтении 21.12.2017. (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/623906-6#utm_campaign=fks&utm_source=c... )

В основной части начнет действовать с 01 июля 2018 года (ст.3 законопроекта).
Очень большой законопроект по объему, более 213 страниц. Детально мы в нашем обзоре разобрать его не сможем. Заметим, только, что данный законопроект очередное маштабное реформирование системы госзакупок.

Отмечу немногое.
Дополняется ст.3, содержащая определения. В частности добавляются определения:

«17) электронная площадка – сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», соответствующий установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 241 настоящего Федерального закона требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме, за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме". /Так же добавлены определения 18) оператор электронной площадки (ограничения  иностранных участников) 19) специализированная электронная площадка (для закрытых конкурсных процедур), 20) оператор специализированной электронной площадки (только российский участники)
Статья 4. "Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок" в ч.3 ( Единая информационная система содержит) дополняется п «61) единый реестр участников закупок;» Начнет функционировать еще один реестр.

Та же ст.4 дополняется  частями 13 и 14 следующего содержания:

«13. В целях мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке создается государственная информационная система, которая должна обеспечивать в том числе:

1) мониторинг доступности (работоспособности) единой информационной системы, электронной площадки и хранение информации о такой доступности (работоспособности);

2) фиксацию, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке;

3) хранение информации о действиях, бездействии участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке, в том числе информации об электронных документах, формируемых участниками контрактной системы в сфере закупок и подписанных усиленной электронной подписью, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

14. Правительством Российской Федерации в целях эксплуатации указанной в части 13 настоящей статьи государственной информационной системы:

1) определяется федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на обеспечение ее эксплуатации и развития, а также на предоставление информации, содержащейся в ней;

2) устанавливается порядок мониторинга доступности (работоспособности) единой информационной системы, электронной площадки;

3) устанавливается порядок фиксации, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке;

4) устанавливаются требования к ее эксплуатации, порядку формирования, хранения и использования содержащейся в ней информации, включая:

а) требования к технологическим и лингвистическим средствам, обеспечивающим сбор, обработку, хранение и использование информации, содержащейся в указанной системе;

б) требования к информационно-технологическому взаимодействию указанной системы с единой информационной системой, электронной площадкой;

в) требования к порядку и срокам хранения, а также порядку предоставления содержащейся в указанной системе информации;

г) права и обязанности лиц, являющихся получателями содержащейся в указанной системе информации;

д) порядок взаимодействия программно-аппаратных средств участников контрактной системы в сфере закупок с указанной системой;

е) требования к обеспечению конфиденциальности информации, содержащейся в указанной системе.»;
в новой редакции изложена ст.5 "Организация электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок"
заявки, окончательные предложения и электронные документы, направленные при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки.

Частично изменяются положения о нормировании.
Одно из самых значимых нововведений коснулось ст.24 ч.2, изложенной в новой редакции: "2. Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также – электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 841 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также – закрытые электронные процедуры).»;

Появляется новая «Статья 241. Особенности проведения электронных процедур,  закрытых электронных процедур" очень объемная. Все процедуры размещения и заключения контракта обеспечивается на электронной площадке оператором электронной площадки, а при проведении закрытых электронных процедур на специализированной электронной площадке оператором специализированной электронной площадки.Правительство должно будет установить единые требования к операторам и площадкам. И  утверждить перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют требованиям.

Интересна ч.4. обсуждаемой ст.24.1 "Допускается взимание платы за участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре с участника соответствующей процедуры, и (или) лица, с которым заключается контракт, и (или) за проведение электронной процедуры, закрытой электронной процедуры с заказчика, если Правительством Российской Федерации установлено право операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок взимать такую плату, в том числе порядок ее взимания, а также определены предельные размеры такой платы". кто сомневается, что если взымание платы допускается, то плата будет взыматься?
Правительство вправе разработать типовые формы, и тогда типовая заявка, типовая документация обязательны для применения заказчиками и (или) участниками закупки.


Ирина Мосягина, руководитель юридической службы ООО "ЮАРАЙТ"