О начислении пени при просрочке исполнения обязательства по контракту и об оплате неустоек

О начислении пени при просрочке исполнения обязательства по контракту и об оплате неустоек (штрафов, пеней) разъясняет Письмо Минфина России от 09.01.2020 N 24-03-07/104.

В начале, как обычно, сообщается для забывчивых, чтоМинфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок. Вместе с тем Департамент считает возможным сообщить следующее:

Согласно части 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Таким образом, пеня начисляется начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, при этом при расчете размера данной пени используется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату уплаты пени.
Также необходимо отметить, что Законом N 44-ФЗ не урегулирован срок оплаты неустоек (штрафов, пеней).
Вместе с тем следует отметить, что заказчик вправе производить оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени) или вправе вернуть обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней.

Департамент отмечает, что в соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2017 г. в обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае исполнения контракта с просрочкой обеспечительный платеж удерживается заказчиком в размере, равном размеру имущественных требований заказчика к поставщику (подрядчику, исполнителю), если иное не предусмотрено контрактом.

Ирина Мосягина, руководитель юридической службы ООО "A&B Legal"