О методических рекомендациях об усилении тотального контроля

На сайте http://www.fedsfm.ru/  опубликовано Информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 N 59
"О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями".
Данные Методические рекомендации, указал Финмониторинг должны использовать:
- организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
- кредитные организации;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- страховые организации
- организации федеральной почтовой связи
- ломбарды
- организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы,
а также организующие и проводящие лотереи, и т.д.)

Эти Методические рекомендации могут так же использоваться адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, перечисленными в статье 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ.

Напомним нашим читателям, что все вышеперечисленные организации обязаны через личный кабинет информировать Росфинмониторинг о своих подозрениях.

Задача Методических рекомендаций, по мнению Росфинмониторинга, является формирование внутренних политик и процедур, которые позволяют субъектам первичного финансового мониторинга эффективно контролировать и снижать выявляемые риски ОД/ФТ.

В программу оценки риска необходимо включить следующие разделы:
1. Методика оценки и присвоения клиенту степени (уровня) риска до приема на обслуживание клиента и в ходе его обслуживания, в которой рекомендуется предусмотреть:
а) классификацию рисков по следующим категориям:
1) риски, связанные со странами и отдельными географическими территориями (далее - страновые риски);
2) риски, связанные клиентами (далее - клиентские риски);
3) риски, связанные с продуктами, услугами, операциями (сделками) или каналами поставок, совершаемыми клиентом (далее - операционные риски).
2. Порядок фиксирования результатов оценки риска ОД/ФТ.
3. Управление рисками ОД/ФТ, который предусматривает принятие мер по снижению рисков ОД/ФТ и смягчению их возможных последствий.

Оценка рисков до приема на обслуживание проводится в отношении клиентов:
- которым предполагается оказание услуг (выполнение работ, реализация товаров) либо заключение сделок (совершение операций) разового характера (не предполагающих дальнейшего обслуживания) вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг (выполняемых работ, реализуемых товаров) либо заключаемых сделок (совершаемых операций);
- которых планируется принять на обслуживание, предполагающее осуществление более чем одной операции (сделки). Т.е. в отношении всех клиентов

Организации, поэтически называемые, субъекты первичного финансового контроля, обязаны собирать о своих клиентах следующую информацию:
- идентификационные данные клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца;
- результаты проверки клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца на предмет нахождения в Перечнях организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму и Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.
- результаты проверки на предмет наличия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца принятого Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма решения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества,
- результаты выявления среди лиц, принимаемых на обслуживание, лиц, имеющих регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет Рекомендации ФАТФ, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
- сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений клиента с субъектом первичного финансового мониторинга;
- сведения о целях финансово-хозяйственной деятельности клиента;
- сведения о финансовом положении клиента;
- сведения о деловой репутации клиента;
- иные сведения, самостоятельно определяемые субъектами первичного финансового мониторинга.

Не зря главное слово в наших законах (в данном случае подзаконном акте) слово ИНЫЕ. Какую еще информацию хотят потребовать от вас? Можете пофантазировать.
Из рисков, которые необходимо учитывать следующие риски ПЕРЕЧИСЛЯЕМ НЕ ВСЕ, а те которые косаются большинства наших читателей (выделила те, что мне особо понравились и не определены четко. Ибо размытость оценки - повод для произвола):

- связанные с особенностями структуры собственности, органов управления и т.д.:

а) структура собственности клиента представляется необычной или излишне сложной;
б) регистрация клиента и/или выгодоприобретателя осуществлена по адресу массовой регистрации юридических лиц, либо по адресу нахождения здания (помещения), не пригодного для ведения декларируемой клиентом - юридическим лицом финансово-хозяйственной деятельности;
в) период деятельности с даты государственной регистрации клиента и/или выгодоприобретателя составляет менее 1 года;
г) необъяснимые изменения в собственности клиента;
д) неоднократные изменения организационно-правовой структуры клиента;
е) частые или необъяснимые смены членов руководства;
ж) число сотрудников или организационная структура не соответствуют размерам или характеру деятельности клиента;
з) клиенты и/или выгодоприобретатели их филиалы или дочерние организации имеют регистрацию или осуществляют свою деятельность на территории государств, в отношении которых применяются специальные экономические меры в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах";
и) клиент и/или выгодоприобретатель являются нерезидентом Российской Федерации. При этом особое внимание должно быть уделено резидентам государств (территорий), предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) <14>;
к) слишком молодой либо слишком преклонный возраст руководителя юридического лица;
л) наличие сведений о том, что участники/учредители клиента - юридического лица являются таковыми в значительном количестве иных юридических лиц;
м) в отношении лица, имеющего право действовать без доверенности от имени клиента - юридического лица, имеется информация о тяжелой болезни либо постановке на учет в психо-, наркодиспансерах, либо о его смерти;

- связанные с определенными видами деятельности клиента и/или выгодоприобретателя:

а) благотворительность, деятельность общественных и религиозных организаций (объединений), иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их представительств и филиалов, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, или иным видом нерегулируемой некоммерческой деятельности;
б) интенсивный оборот наличности (в том числе розничная торговля, общественное питание, торговля горючим на бензоколонках и газозаправочных станциях, автосалоны и др.);
в) производство оружия или посредническая деятельность по реализации оружия;
г) реализация предметов искусства, антиквариата, легковых транспортных средств, предметов роскоши;
д) туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
е) строительство;
ж) оказание консалтинговых услуг.

- связанные с возможными рисками коррупции или хищения бюджетных средств:

а) клиентами и/или выгодоприобретателями и/или бенефициарными владельцами клиента являются иностранные публичные должностные лица, их супруги, близкие родственники (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры, усыновители и усыновленные);
б) клиент и/или выгодоприобретатель и/или бенефициарный владелец клиента является публичным должностным лицом либо связанным с ним лицом;
в) клиент является участником федеральных целевых программ или национальных проектов либо резидентом особой экономической зоны;
г) клиент и/или выгодоприобретатель и/или бенефициарный владелец клиента является должностным лицом публичной международной организации;
д) клиент является организацией, в уставном капитале которой присутствует доля государственной собственности.

- связанные с поведением лица:

а) попытки клиента затруднить понимание его деятельности, структуры собственности или характера операций;
б) отказ клиента в доступе к документам, объектам, возможности непосредственного взаимодействия с определенными работниками, потребителями, поставщиками или иными лицами, от которых можно было бы получить сведения о деловой репутации клиента, его финансовом положении;
в) запугивание сотрудников субъекта первичного финансового мониторинга при запросе у клиента сведений в рамках реализации положений Федерального закона N 115-ФЗ;
г) необоснованные задержки клиентом в предоставлении запрошенной информации;
д) впечатление того, что руководство клиента действует в соответствии с указаниями третьих лиц, но не раскрывает сведений о них;
е) нежелание клиента предоставлять всю необходимую информацию;
ж) осуществление клиентом деятельности в нескольких юрисдикциях в отсутствие централизованного корпоративного управления;
з) использование услуг деловых посредников, экономическая обоснованность которых представляется неочевидной.

- связанные с возможным "обналичиванием" денежных средств:

а) операции клиента, совершенные с применением сомнительных методов для минимизации заявленной прибыли по соображениям, связанным с налогообложением;
б) операции клиента, приводящие к возникновению крупных сумм наличных денежных средств;
в) операции клиента с материальными ценностями, имеющими малый размер, высокую ценность или пользующихся высоким спросом;
г) операции клиента с активами, легко конвертируемыми в деньги, как, например, облигации на предъявителя, бриллианты и т.д.;
д) платежи, получаемые от несвязанных или неизвестных третьих сторон;
е) плата вознаграждения наличными в случаях, когда это не является обычным способом оплаты;
ж) осуществление большого количества операций с наличными средствами;
з) снятие юридическим лицом наличных денежных средств, полученных в качестве кредита под залог неликвидных объектов недвижимости с высокой оцененной стоимостью;

Ирина Мосягина, руководитель юридической службы ООО "A&B Legal"