Новое право налоговиков не повышает риски для налогоплательщиков, т.е. не влечет безусловную возможность инспекции получить документы от аудиторской организации

В Налоговом Кодексе РФ появилась еще одна статья, пополнившая список прав налоговиков, - статья 93.2. С 01 января 2019 г. сотрудники инспекций (для целей проверки) смогут истребовать документы, связанные с исчислением налогов, не только у самого налогоплательщика, но и у аудиторской организации.

Однако (по нашему мнению) это новое право налоговиков не повышает риски для налогоплательщиков, т.е. не влечет безусловную возможность инспекции получить документы от аудиторской организации.

Просим ознакомиться с текстом настоящего письма, в котором мы кратко изложили наше мнение, проанализировав положения законодательства и решения арбитражных судов.

Своим новым правом налоговики могут воспользоваться не при любом (желаемом) случае, а только при наличии ряда условий.

Исходя из п. 1 ст. 93.2 и п. 2 ст. 93.2 НК РФ истребование документов у аудиторов будет возможным только при стечении ряда обстоятельств (случаев):

    если документы были получены аудиторской организацией от налогоплательщика,
    если документы не представлены самими налогоплательщиком,
    если в отношении налогоплательщика проводится выездная проверка (или проверка в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами).

Аудиторская организация использует для работы документы другого юридического лица лишь ограниченный отрезок времени.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ обязывает организации (налогоплательщиков) хранить свою документацию. Следовательно, аудиторская организация может получить документы от налогоплательщика (информацию на носителе) только на ограниченный период времени (в частности, в рамках договора на ведение бухгалтерского учета, оказания консультационных услуг), но после возврата документов (по акту – приема передачи) аудиторская организация уже перестанет владеть этими документами и уже не сможет никому их представить или передать.

В соответствии с законодательством аудиторские организации обязаны хранить только копии и только выборочных (некоторых) документов организации.

Законодательство предоставляет право аудиторской организации (при проведении аудита и других аудиторских услуг) применять выборку и хранить копии документовi. Соответственно, аудиторы знакомятся не со всеми документами организации и не по всем хозяйственным операциям. Следовательно, копии снимаются аудиторами не со всей документации. К тому же, копии, по определению, не являются документом.

Аудиторы не могут передать налоговикам больше информации, чем передал бы им сам налогоплательщик.

После 01.01.2019, как и ранее, в силе остается норма ст. 90 НК РФ, запрещающая привлечение аудиторов в качестве свидетелей для дачи показаний. Следовательно, налоговики могут истребовать от аудиторов только информацию на тех или иных носителях, и (как ранее было сказано) только в случае, если эта информация была передана самой организацией (налогоплательщиком) аудиторам.

Законодатели  не  изменили  статьи  Кодекса  о  видах правонарушений и величинах штрафов

Санкции, определяемые в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ, по- прежнему предусмотрены только для налогоплательщиков (п. 1 ст. 126 НК РФ). Для других лиц предусмотрен штраф в фиксированной величине (10 тыс. руб.) за отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные Кодексом. Как мы отметили ранее – копии документов, которые обязаны хранить аудиторы, не являются документами, а сами документы могут находиться в руках аудиторов лишь ограниченный период времени.

Арбитражные суды уже неоднократно принимали решение о том, что налоговики могут применять санкции за непредставление документов, только доказав, что запрашиваемые документы есть в наличии у этого (штрафуемого) лица ii. Исходя из судебной практики и норм НК РФ, для взыскания санкций с аудиторской организации (за непредставление документов налогоплательщика) налоговикам придется доказать, что налогоплательщик передал документы аудиторам и не получил обратно.

Таким образом, напрашивается вывод, что дополнение прав налоговиков (пополнение списка лиц, у которых могут быть запрошены документы) является однозначным решением только одной проблемы: получения налоговиками документов от аудиторских организаций, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета, которые в силу каких-то причин не передавших (не вернувших) документы руководству организации – налогоплательщику.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п.п. 3 п. 2 ст.13 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", МССА 530
    - Постановление Арбитражного суда ЗСО от 17.09.2018 N Ф04-3955/2018 по делу N А03-12564/2017, Постановление Арбитражного суда СЗО от 08.06.2016 N Ф07-3996/2016 по делу N А66-13779/2014, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.06.2018 N Ф06-33607/2018 по делу N А12-34808/2017.

Партнер ЮФ «Лигал Студио»   Афанасьева Оксана Петровна