Грядет всеобщая маркировка, чем это грозит?

Из лежащего на поверхности: подорожание маркированных товаров (за счет затрат на эту самую маркировку), обогащение бенефициаров (системы «Честный знак» и иже с ним), нагрузка на бюджет (должен же кто-то следить за соблюдением, и следить не просто так, а за зарплату), нагрузка на бизнес (ниже подробнее).

Что и когда? Что же маркируется и в какие сроки.

В настоящее время обязательной маркировке подлежит алкогольная продукция и изделия из натурального меха.
С 1 июля 2019 года запрещено производить, ввозить сигареты и папиросы без новой маркировки - уникального штрихкода в формате Data Matrix (покупается в системе "Честный знак", наносится на пачку и блок, внешне напоминает QR-код). Продавать немаркированные остатки можно до июля 2020 года.

Обувь в процессе перехода к обязательной маркировке. Поэтому пошаговая инструкция для продавцов (так на всякий случай): 30 сентября в системе "Честный знак" – должны быть зарегистрированы все, кто участвует в обороте обуви, подлежащей маркировке: производит ее, импортирует, продает оптом, в розницу, а также посредством комиссионной торговли. Кто участвовал в эксперименте по маркировке обуви, автоматически считаются зарегистрированными в системе, им лишь нужно подать при необходимости недостающие сведения или актуализировать имеющиеся (срок тот же, не позднее 30 сентября).
Не нужна регистрация организациям и предпринимателям, которые покупают обувь не для перепродажи.

В течение 30 дней после регистрации нужно подготовить собственное оборудование к взаимодействию с системой "Честный знак" и направить оператору заявку на прохождение тестирования.  В течение 60 дней со дня готовности оборудования протестировать информационное взаимодействие.

Направить оператору системы заявку на удаленный доступ к регистратору эмиссии кодов маркировки. Доступ начнут предоставлять с 1 октября.

С 1 марта 2020 года в обязательном порядке маркировать обувь и направлять сведения в систему "Честный знак" (по желанию - с 1 октября 2019 года).

Остатки, не распроданные на 1 марта 2020 года, нужно будет промаркировать до 1 мая 2020 года.
Обувь, которая будет приобретена за рубежом до 1 марта 2020 года, а ввезена после этой даты, потребуется промаркировать до 1 апреля 2020 года.

Кто следующий? Планируемые даты начала маркировки (указанные даты – даты начала эксперимента). Пресекательные даты, т.е. даты после которых оборот немаркированной продукции будет запрещен пока не установлены. Если посмотреть на маркировку обуви, то он начала эксперимента, до запрещения оборота немаркированной продукции прошло 8 месяцев. Примерно на такой срок и ориентируемся.
Лекарства:
- Октябрь 2019 года - в отношении препаратов из перечня высокозатратных нозологий;
- январь 2020 года - в отношении других лекарств
Духи и туалетная вода: Декабрь 2019 года
Шины и покрышки: Декабрь 2019 года
Одежда из кожи: Декабрь 2019 года
Трикотажные блузы: Декабрь 2019 года
Верхняя одежда: Декабрь 2019 года
Белье постельное, столовое, кухонное, туалетное: Декабрь 2019 года
Фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки: Декабрь 2019 года
Ювелирные изделия: Январь 2020 года
Табачная продукция, кроме сигарет и папирос: Июль 2020 года
Молочная продукция: Срок введения обязательной маркировки будет определен по результатам эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции на территории Российской Федерации, проведение которого предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 г. N 836 "О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции на территории Российской Федерации".

Данные приведены согласно Распоряжению Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р (ред. от 13.07.2019) <Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации>

Лично меня больше всего впечатлила маркировка одежды. Перечислим наименования полностью и коды ОКПД2 из Распоряжения № 792-р:
Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи 14.11.10
Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек 14.14.13
Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков 14.13.21
Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек 14.13.31
Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное 13.92.13, 13.92.14

Что делать или к чему готовится продавцам:

- всем участникам оборота - регистрироваться в системе маркировки товаров:
- производителям или импортерам -  приобрести оборудование для маркировки товаров. Они наносят двухмерные цифровые коды DataMatrix на этикетки товаров (если это не алкоголь и не изделия из меха);
Поставка маркированных товаров от производителя или импортера к организации, которая занимается оптовой торговлей, идет только через электронные УПД. В них должны быть указаны коды маркировки.
УПД нужно подписывать усиленной электронной подписью. Это может быть та же подпись, которая используется для сдачи налоговой отчетности.
- розничным продавцам:
• купить оборудование, в том числе 2D-сканер для считывания штрихкодов. После сканирования маркировочного штрихкода товар по идеи должен выводиться из системы маркировки. При этом надо помнить о возможности возврата товара покупателем, и пока не разъяснено, что делать в таком случае продавцу.
• обновить программное обеспечение онлайн-касс: скорее всего, будет установлен дополнительный обязательный реквизит кассового чека - "код товара"

Выглядеть порядок действий будет, примерно, так: заключить дополнительные соглашение с оператором фискальных данных (ОФД) о передаче информации в систему маркировки, подключить к кассе 2D-сканер, обновить учетную программу и прошивку кассы. При продаже нужно отсканировать штрихкод с каждой маркированной пачки или блока. Касса должна передать ОФД информацию о том, что в чеке содержится маркированная продукция.  
    
Всем участникам продажи товаров, подлежащих маркировке, необходимо будет организовать электронный документооборот и с налоговой (дополнительные позиции), и с контрагентами, и с информационной системой маркировки Честный знак (название – прямо плакать от честности хочется).
Новые финансовые вложения маячат на горизонте.

Основной целью маркировки заявлена необходимость гарантировать потребителям подлинность и качество приобретаемой продукции.

Что за нарушения будет или ответственность?

Ответственность уготована и административная и уголовная.
Статья 15.12. КоАП РФ Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации.
Статья 171.1. УК РФ Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации).

Кому выгодно?

В конце 2017 года Президент России Владимир Путин одобрил ноябрьское решение Правительства о создании до 2024 года Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров на базе единого оператора – Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Страна должна знать своих героев, поэтому сообщаем (информация с официального сайта https://честныйзнак.рф/vopros-otvet/): ЦРПТ является совместным проектом ЮСМ («ЮэСэМ Технологии», 50%), госкорпорации Ростех (концерн «Автоматика», 25%) и «Элвис-Плюс групп» (25%) А.Галицкого.

Ирина Мосягина, руководитель юридической службы ООО "A&B Legal"