Для участников госзакупок. Изменения в начислении штрафов и сокращении сроков включения в РНП

В последние дни изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вступили в силу два раза, редакция № 53 01 мая, редакция № 54 вступит в силу 12.05 Редакция № 54, о котрой мы сейчас и скажем несколько слов, основана на изменениях, внесенных Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ, вступающих в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 01.05.2019). Закончит свое действие  30.06.2019 вступлением в силу новых изменений, но это в том случае если законодатели не примут других изменений, которые вступят в силу раньше.

Новшества касаются порядка исчисления штрафных санкций и типовых контрактов.
- изменения внесены в статью 34 "Контракт". п.5 и зеркальный ему п.8 (п.5 про заказчика, п.8 про исполнителя) претерпел изменения на первый взгляд несущественное, но оно может оказаться очень серьезным для исполнителя. С 12.05 из описания штрафа исчезли слова: фиксированный размер.

Штрафы, по прежнему, начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком, подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. А далее новшество:
Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации."
Если кто то сомневается, что правительство издаст постановление, о том что штрафы для заказчика будут уменьшаться в размерах в любом случае, тот может смело считаться отличником. Это про п.5, а п.8 про подрядчика еще дополнен: ", за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов. С нетерпением ждем постановление правительства про штрафы при госзаупках, вероятнее новую редакцию уже существующего.

- пени будет будет исчислятся "в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени."
Дело за изменением в этом плане законодательства Российской Федерации.

- п.11 про типовые контракты дополнен указанием, что "В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок"

- п.13.2 об оплате дополнен, боюсь, не самым приятным для исполнителя образом. "Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации,
- в статье 94 "Особенности исполнения контракта" п.9-12 утрачивают силу

- еще неприятное новшество для исполнителя. Сократился срок с 10 до 5 рабочих дней на рассмотрение документов о включении в реестр недобросовестных поставщиков

- важное новшество ст.105 "порядок обжалования.." существенно сокращены сроки. С 12.05 и по п.3 и по п.4
Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения или протокола подведения итогов

- полностью переписан п.6 ст 105, отныне он будет звучать "
6. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с заключением контракта, допускается в порядке, установленном настоящей главой, участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, не позднее даты заключения контракта."

- ст.106 "Рассмотрение жалобы по существу" дополнена п.5.1:
5.1. Представление информации и документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные частью 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.

- п.2-3 ст.112 "Заключительные положения" утрачивают силу

- п.53 ст.112 переносит начало функционирования " Государственная информационная система, указанная в части 13 статьи 4 настоящего Федерального закона, фиксирует в соответствии с частями 13 и 14 статьи 4 настоящего Федерального закона действия, бездействие участников контрактной системы в сфере закупок, осуществляемые в единой информационной системе, начиная с 1 января 2020 года.


Ирина Мосягина, руководитель юридической службы ООО "A&B Legal"