Для бухгалтеров, борющихся с терроризмом

Информационное сообщение Минфина России от 12.04.2019 N ИС-учет-17
<Об изменениях Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма">
Минфин России проинформировал о новых обязанностях бухгалтеров в сфере борьбы с терроризмом.

Информационное сообщение касается лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, (далее - бухгалтеры) и связано со вступлением в силу Федерального закона от 18 марта 2019 г. N 33-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон N 115-ФЗ  (О противодействии терроризму) Указанные новеллы законодательства уточняют и конкретизируют обязанности бухгалтеров в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Согласно пункту 1 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ ряд требований в отношении ПОД/ФТ/ФРОМУ распространяются на бухгалтеров в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента определенные операции.

Напомним требования п.1 ст. 7.1 ФЗ-115, которые должны выполняться, в том числе, бухгалтерами:
Требования в отношении идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установления иной информации о клиенте, применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, организации внутреннего контроля, фиксирования, хранения информации, приема на обслуживание и обслуживания публичных должностных лиц.

Бухгалтеры, напоминает Минфин, при осуществлении контролируемых операций обязаны:
1) идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, устанавливать иную информацию о клиенте;
2) применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
3) организовывать внутренний контроль;
4) фиксировать и хранить информацию;
5) исполнять требования, установленные подпунктами 1, 3, 5 пункта 1, пунктами 3 и 4 статьи 7.3 Федерального закона N 115-ФЗ в отношении приема на обслуживание и обслуживание публичных должностных лиц;
6) уведомлять Росфинмониторинг о наличии любых оснований полагать, что контролируемые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ.

Минфин подчеркивает, что при изучении Федерального закона от 18 марта 2019 г. N 33-ФЗ бухгалтеры особое внимание должны обратить на нормы, посвященные применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также приему на обслуживание и обслуживанию публичных должностных лиц.
Цитирую Минфин дословно, ибо это принципиально важно:

Меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества применяются бухгалтером при осуществлении контролируемых операций незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень".
Шедевр отечественной юриспруденции: оснований включать в перечень нет, но все равно блокируйте все счета по подозрению.
Все что вы хотели знать о законах в РФ.

Далее - технические подробности.
О применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества бухгалтер обязан незамедлительно проинформировать Росфинмониторинг. Порядок такого информирования установлен Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 N 209.

Ну и соответственно освобождние от ответственности - Применение бухгалтером мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1, подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и пунктом 5 статьи 7.3 Федерального закона N 115-ФЗ не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности бухгалтера.

Ирина Мосягина, руководитель юридической службы ООО "A&B Legal"