Анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Росфинмониторинга

На сайте http://www.fedsfm.ru/  на 30.08.2018 опубликован "Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) за 1 полугодие 2018 года", подготовленный Росфинмониторингом.

Напоминаем, что Росфинмониторинг и его территориальные органы осуществляют контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) посредством проведения проверок и принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере.

Проверке соблюдения требований законодательства о ПОД/ФТ подлежат организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее - поднадзорные субъекты), указанные в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), к которым относятся:

- лизинговые компании;
- операторы по приему платежей;
- организации и индивидуальные предприниматели (далее - ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (далее - факторинг).

Наши читатели, надеюсь, понимают, что контролируются не только вышеуказанные компании, но и их контрагенты.
По заявлению Росфинмониторинга, основной целью проведения таких мероприятий является формирование единого понимания участников "антиотмывочной" системы требований законодательства о ПОД/ФТ и создание мотивации к их добросовестному поведению. В скобках заметим, что понятие антиотмывочной системы законодательно не определено. И соответственно возможны варианты толкования что же такое антиотмывочная система и чем она плоха. При том, что санкции определены жестко.

Программа проведения Росфинмониторингом профилактических мероприятий на 2018 год размещена на сайте Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru)  в разделе "Организациям"/"Программа профилактики".

В преддверии прохождения российской системы в области ПОД/ФТ четвертого раунда взаимных оценок со стороны международных экспертов ФАТФ, Росфинмониторингом проведена Национальная оценка рисков ОД/ФТ 2017 - 2018 гг. (далее - НОР), результаты которой в форме публичных отчетов размещены на сайте Росфинмониторинга в разделе "Деятельность"/"Национальная оценка рисков".

Результаты НОР будут использованы всеми участниками системы ПОД/ФТ (правоохранительными, контрольно-надзорными и иными государственными органами, а также субъектами первичного финансового мониторинга) как в практическом применении риск-ориентированного подхода в надзорной деятельности, так и при выстраивании политики управления рисками, проведении оценки рисков своих клиентов, продуктов, услуг частным сектором.

В деятельности 100% поднадзорных субъектов, отобранных для проверок в 1 полугодии 2018 года, с гордостью отрапортовал Росфинмониторинг, в ходе их проведения выявлены нарушения законодательства о ПОД/ФТ (в 1 полугодии 2017 года - 97%). В 97% из них: возбуждены дела об административных правонарушениях (далее - дело об АП) (в 1 полугодии 2017 года - 96%), в 78% - наложены административные наказания (в 1 полугодии 2017 года - 86%).

Одним из наиболее существенных нарушений обязательных требований является нарушение порядка и сроков представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также операций, имеющих признаки  сомнительности.

Типичным нарушением, выявляемым в ходе проверок, является несвоевременная постановка на учет в Росфинмониторинге и как следствие неиспользование функционала Личного кабинета для работы с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
В целом в 1 полугодии 2018 года увеличилось на 3,5% количество действующих Личных кабинетов и доля организаций, использующих их для работы с Перечнем в целях выявления таких лиц.

Основными доводами обжалования постановлений об административных правонарушениях в анализируемом периоде стали следующие:
- заявитель не согласен с назначенным наказанием в виде административного штрафа (цель обжалования - снижение суммы штрафа или его замена на предупреждение);
- заявитель не согласен с составом правонарушения;
- заявитель не относит себя к субъектам Федерального закона N 115-ФЗ.

Судебные органы при замене штрафов на предупреждения или снижении суммы штрафов в отдельных случаях руководствовались следующим:
- применение административного наказания в виде предупреждения не противоречит принципам справедливости наказания и его соразмерности;
- принятие заявителями к моменту рассмотрения дел в суде действенных мер, направленных на устранение выявленных в ходе проверки нарушений обязательных требований.

Доля обжалуемых в 1 полугодии 2018 году поднадзорными субъектами постановлений о назначении административных наказаний, вынесенных уполномоченными должностными лицами территориальных органов Росфинмониторинга, не превышает 10% (аналогично в 1 полугодии 2017 года). Печальная цифра, хотелось бы, что бы обжалований было больше.
около 70% обжалуемых в судебных органах постановлений территориальных органов Росфинмониторинга о назначении штрафов оставлены в силе, а жалобы без удовлетворения. Но это данные Росфинмониторинга. А как отмечал когда то давно Марк Твен - есть ложь, большая ложь, а есть статистика.

В Приложении № 1 представлены Основные нарушения, выявленные в результате проверок, по которым возбуждены дела об административном правонарушении по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ. штрафы длядолжностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Ирина Мосягина, руководитель юридической службы ООО "A&B Legal"